«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2024. Том 49

Становление профессиональной идентичности студентов-психологов в зависимости от выраженности их глубинных убеждений

Автор(ы)
И. А. Конопак, М. Ю. Кузьмин, О. А. Осипенок
Аннотация
Анализируется становление профессиональной идентичности у студентов-психологов в зависимости от их глубинных убеждений. В выборке, состоящей из 302 испытуемых, при помощи СЭИ-теста Е. Л. Солдатовой, Опросника кризисной идентичности, Методики изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Абзель, Методики Роджерса – Даймонд и Диагностики иррациональных установок А. Эллиса выделяются особенности становления идентичности в зависимости от выраженности глубинных убеждений (катастрофизация, долженствование, оценочная установка, фрустрационная толерантность и др.). Выявлено, что на становление идентичности в целом и ее профессиональной составляющей в частности влияют оценочная установка и общая рациональность, а на динамику кризиса идентичности – катастрофизация. Описана специфика влияния глубинных убеждений на идентичность первокурсников и студентов старших курсов. Высказываются предположения о причинах такой динамики профессиональной идентичности и ее кофакторах.
Об авторах

Конопак Игорь Александрович, кандидат философских наук, доцент, декан факультета психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: iakonopak@gmail.com

Кузьмин Михаил Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: mirroy@mail.ru

Осипенок Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков для неязыковых направлений подготовки, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: cominagetcha@mail.ru

Ссылка для цитирования
Конопак И. А., Кузьмин М. Ю., Осипенок О. А. Становление профессиональной идентичности студентов-психологов в зависимости от выраженности их глубинных убеждений // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2024. Т. 49. С. 28–41. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.49.28
Ключевые слова
идентичность, студенты, кризис идентичности, профессиональная идентичность, глубинные убеждения.
УДК
159.943-057.87
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.49.28
Литература

Абдуллаева М. М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 2. С. 86–95

Абзель А. А. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я. С. Сунцова. Ижевск : Удмурт. ун-т, 2009. 112 с.

Бек Дж. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. СПб. : Питер, 2021, 416 с.

Белинская Е. П. Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности // Вестник СПбГУ. Серия 16, Психология. Педагогика. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-issledovaniyaidentichnosti-ot-strukturnoy-opredelennosti-k-protsessualnosti-i-nezavershennosti (дата обращения: 07.09.2024).

Боллигер Л. В. Влияние гендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию женщин : монография. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. техн. ун-та, 2011. 123 с.

Гиниатуллина Б. И. Лонгитюдное исследование профессиональной идентичности молодых специалистов // Современная психология: от теории к практике : материалы XV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». Секция «Психология». Москва, 9–10 апр. 2008 г. М. : МГУ, 2008. Ч. 3. С. 170–172.

Гречко А. А. Факторы развития профессиональной идентичности будущих психологов // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 2361–2366.

Диагностика Кризиса идентичности / Н. В. Дмитриева [и др.]. Новокузнецк : РИО КузГПА, 2012. 134 с.

Каменюкин А. Г., Копак Д. В. Стресс-менеджмент. СПб. : Питер, 2012. 208 с. Кризис идентичности и ее связь с толерантностью к неопределенности / М. Ю. Кузьмин [и др.] // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2021. № 6. С. 70–75. https://doi.org/10.37882/2500-3682.2021.06.09

Кузьмин М. Ю., Конопак И. А. Устойчивость и изменчивость идентичности в подростковом и юношеском возрасте // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15, № 4. С. 113–141. https://doi.org/10.21702/rpj.2018.4.6

Мищенко Т. В. Определение содержания понятия профессиональной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества в России : сб. науч. тр. Ярославль : Изд-во ЯГПУ. 2003. С. 168–176.

Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56.

Особенности профессиональной идентичности студентов-первокурсников гуманитарных направлений / М. Ю. Кузьмин [и др.] // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2020. Т. 31. С. 56–65. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.31.56

Перченко Е. Л., Апуневич О. А. Формирование профессиональной идентичности у студентов вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 3 (114). С. 261–276. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-3-114-21

Точки соприкосновения в моделях А. Эллиса и А. Бека / О. М. Радюк [и др.] // Когнитивно-поведенческий подход в консультировании и психотерапии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 5–7 окт. 2018 г. Минск : БГПУ, 2018. С. 94–104.

Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг : учеб. пособие. М. : Модэк, 2004. 600 с.

Эллис А. Эволюция рационально-эмотивной и когнитивно-бихевиоральной психотерапии // Эволюция психотерапии / под ред. Л. М. Кроль. М. : Класс, 1998. Т. 2. С. 304–330.

Эллис А. Гуманистическая психотерапия. Рационально-когнитивный подход. СПб. : СОВА, 2002. 272 с.

Beck J. S. Cognitive behavior therapy: basics and beyond. New York : Guilford Press, 2011. 451 p.

Crocker J. Social stigma and self–esteem: situational construction of self-worth // Journal of Experimental Social Psychology. 1999. Р. 89–107.

Reframing medical education to support professional identity formation / R. L. Cruess [et al.] // Academic Medisine. 2014. Vol. 89, N 11. Р. 1446–1451. https://doi.org/10.1097/acm.0000000000000427

Hogg M. A. Uncertainty-identity theory // Advances in experimental social psychology. 2007. Vol. 39. P. 69–126. https://doi.org/10.1016/s0065-2601(06)39002-8

Janoff-Bulman R. Shattered assumptions. New York : Free Press, 1992. 371 p.

The negative core beliefs inventory: Development and psychometric properties / F. Osmo [et al.] // Journal of cognitive psychotherapy. 2018. Vol. 32, N 1. Р. 67–84

Ouakinin S. Teaching psychology in medicine: the context, methodologies and doctor's professional identity // Acta Medica Portugesa. 2016. Vol. 30, N 12. P. 867–874. https://doi.org/10.20344/amp.8384

Senge P. M. The fifth discipline: the art & practice of the learning organization. New York : Doubleday, 2006. 218 p.


Полная версия (русская)