«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2024. Том 48

Ресурсность профессионального мышления молодых педагогов в условиях непрерывного профессионального образования

Автор(ы)
И. В. Серафимович, А. В. Вторушина
Аннотация
Рассматриваются вопросы ресурсности профессионального мышления молодых педагогов в условиях конкурсов профессионального мастерства как формата непрерывного неформального профессионального образования. Расширено представление о роли уровневой организации профессионального педагогического мышления. Обосновывается наличие у молодых педагогов двух подходов к профессиональной деятельности: объектно-формального и субъектно-личностного. Утверждается, что последний из подходов положительно связан с рефлексивным, деятельностным, социальным компонентами самовосприятия и является вариативным с точки зрения наличия социально-ролевых позиций, реализуемых в педагогической деятельности. Полученные выводы могут быть основой для разработки технологических инструментов построения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного педагогического образования.
Об авторах

Серафимович Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Научно-образовательный центр, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия, 150003, г. Ярославль, ул. Советская, 14, e-mail: iserafimovich@yandex.ru

Вторушина Анна Владимировна, кандидат психологических наук, старший методист, Институт развития образования, Россия, 150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16, e-mail: buzanya@yandex.ru

Ссылка для цитирования
Серафимович И. В., Вторушина А. В. Ресурсность профессионального мышления молодых педагогов в условиях непрерывного профессионального образования // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2024. Т. 48. С. 70–85. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.48.70
Ключевые слова
ресурсность, профессиональное мышление, системный и метасистемный уровень, молодые педагоги, конкурсы профессионального мастерства, непрерывное профессиональное образование, элиминация.
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.48.70
Литература

Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. Генерирование возможностей: от человеческого капитала – к человеческому потенциалу // Образовательная политика. 2019. № 4 (80). С. 6–16. Басюк В. С. Современные тенденции подготовки педагогов в условиях быстро меняющихся социальных вызовов // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 3. С. 38–55. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2022-3-38-55

Бузмакова А. В., Пошехонова Ю. В. Описание авторской методики «Репрезентация конфликтной ситуации» // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 1 (31). С. 85–89.

Воронин А. Н., Горюнова Н. Б. Экспертная оценка ситуационных факторов, повышающих нагрузку на когнитивный ресурс при решении познавательных задач // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 3А. С. 5–17.

Гончарова Е. П., Кротикова-Приймакова Ю. С. Некоторые методологические аспекты конкурсов профессионального мастерства // Теория и методика профессионального образования. 2022. № 9. С. 27–32.

Длужневская Л. А., Длужневский И. Г. Психоаналитическая интерпретация элиминации субъекта в современной социальной философии // Интеграция в психологии: теория, методология, практика : сб. ст. IV Всерос. науч.-практ. конф. Ярославль, 4 мая 2021 га. Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2021. С. 55–59.

Знаков В. В. Психология возможного: новое направление исследований понимания. М. : Ин-т психологии РАН, 2022. 365 с. Зобков В. А. Отношение к жизнедеятельности как методологический принцип целостного познания человека // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2018. № 34 (54). С. 104–114.

Иванова Н. Л., Румянцева Т. В. Социальная идентичность: теория и практика. М. : Соврем. гуманит. ун-т, 2009. 453 с.

Карпов А. В. К вопросу о структурно-уровневой организации системы психических процессов // Ярославский психологический вестник. 2023. № 1 (55). С. 7–25.

Карпов А. В. Психология сознания: метасистемный подход. М. : РАО, 2011. 1020 с. Карпов А. В., Пошехонова Ю. В., Федорова Е. В. Принцип функциональной обратимости в структуре персональной идентичности // Познание и переживание. 2022. Т. 3, № 3. С. 6–20. https://doi.org/10.51217/cogexp_2022_03_03_01

Кашапов М. М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116–130. Кашапов М. М. Структурно-функциональные характеристики ресурсного мышления педагога // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 21–29.

Кашапов М. М., Серафимович И. В. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 3. С. 43–52.

Крапчетова О. С., Чернецкая Н. И., Щукина Е. Г. К вопросу о содержании и проявлениях психологического благополучия педагога // Педагогический имидж. 2023. Т. 17, № 1 (58). С. 68–90. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-68-90

Методология единого образовательного пространства подготовки педагогов : монография / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2022. 283 с.

Митина Л. М. Учитель будущего: ресурсно-прогностическая детерминация личностно-профессионального развития // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 9–21.

Овчинникова Л. А., Охотникова С. Р. Конкурсы профессионального мастерства как инструмент региональной системы профессионального роста педагогических работников // Туныктышо. Учитель. 2018. № 3. С. 7–9.

Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 3. С. 9–16.

Поваренков Ю. П. Системогенетический подход к определению и классификации опыта профессионала // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1 (130). С. 144–157.

Серафимович И. В. Ресурсность профессионального мышления и эмоциональное выгорание в профессиях социономического типа // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15, № 1. С. 56–72. https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150104

Серафимович И. В. Вторушина А. В. Восприятие ситуации конкурса как условие успешности молодых педагогов в конкурсах профессионального мастерства // Развитие кадрового потенциала сферы образования: перезагрузка системы непрерывного педагогического образования: Сборник научных материалов международного форума, Ярославль, 01-30 июня 2023 года. Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2023. С. 229–234.

Сергиенко Е. А., Павлова Н. С. Ментальные ресурсы позднего онтогенеза // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4 (104). С. 59–68.

Шадриков В. Д. Системогенез ментальных качеств человека. М. : Ин-т психологии РАН, 2022. 287 с.

Berger J., Kim. L. Teacher professional identity as multidimensional: mapping its components and examining their associations with general pedagogical beliefs // Educational studies. 2019. Vol. 45, N 2. Р. 163–181. https://doi.org/10.1080/03055698.2018.1446324

Early career teachers' intentions to leave the profession: the complex relationships among preservice education, early career support, and job satisfaction / N. Kelly [et al.] // Australian journal of teacher education. 2019. Vol. 44, N 3. P. 93–113.

Hertzog C., Dixon R., Hultsch D. Relationships between metamemory, memory predictions, and memory task performance in adults // Psychology and aging. 1990. Vol. 5, N 2. Р. 215–227. https://doi.org/10.1037/0882-7974.5.2.215

Kahneman D. Thinking, fast and slow. N. Y. : Farrar, Straus and Giroux, 2012. 499 р. Kelchtermans G. Early career teachers and their need for support: thinking again // Attracting and keeping the best teachers. 2019. Vol. 16. P. 83–98. https://doi.org/10.1007/978-981-13-8621-3_5

Nelson T. O. Metacognition: core readings. Boston : Allen and Bacon, 1992. 225 p. Overarching professional identity themes in student teacher workplace learning / H. Leeferink [et al.] // Teachers and teaching: theory and practice. Is. 1: Teacher learning as identity learning: models, practices, and topics. 2019. Vol. 25. P. 69–89. https://doi.org/10.1080/13540602.2018.1527762

Schellings G., Beijaard D. Beginning teachers' professional identity work and its support // International encyclopedia of education (fourth edition). 2023. P. 161–169. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818630-5.04085-9

Short interims, long impact? A follow-up study on early career teachers' induction / Marent S. [et. al.] // Teaching and teacher education. 2020. Vol. 88. https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.102962


Полная версия (русская)