«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2023. Том 46

Культурные коды в восприятии подростками героев мультфильмов

Автор(ы)
Л. В. Матвеева, Ю. В. Мочалова
Аннотация
Методом психосемантического шкалирования исследуются культурные коды в категориальной структуре восприятия подростковой аудиторией героев мультфильмов, созданных в различных культурных традициях. Полученные факторные структуры описывают семантические пространства сознания школьников, являющихся зрителями отечественного мультфильма «Царевна-лягушка» и американского «Принцесса и лягушка», а также отечественного мультфильма «Аленький цветочек» и американского «Красавица и чудовище». В исследовании принимали участие две группы подростков: 13 и 16 лет, всего 40 человек. Значимые различия получены между семантической оценкой образов персонажей отечественного и зарубежного мультфильмов по нравственно-этическому фактору, фактору харизмы, а также фактору психологической дистанции. Выявлена дифференцированность восприятия школьниками героев мультфильмов, выполненных в разных культурных традициях.
Об авторах

Матвеева Лидия Владимировна, доктор психологических наук, профессор, факультет психологии, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, 1, e-mail: matweewa-com@yandex.ru

Мочалова Юлия Васильевна, кандидат психологических наук, факультет психологии, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, 1, e-mail: vassom@mail.ru

Ссылка для цитирования
Матвеева Л. В., Мочалова Ю. В. Культурные коды в восприятии подростками героев мультфильмов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 46. С. 29–38. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.46.29
Ключевые слова
герои мультфильмов, психосемантический метод, категориальная структура восприятия, культурные коды, волшебная сказка.
УДК
37.015.3
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.46.29
Литература

Дугин А. Г. Философия традиционализма. М. : Арктогея-Центр, 2002. 624 с.

Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре / сост. и науч. ред. А. С. Запесоцкий. СПб. : СПбГУП, 2015. 538 с.

Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами: Миф. Архетип. Бессознательное. СПб. : София, 1997. 336 с.

Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психологический анализ ценностно-смыслового содержания современных мультфильмов и традиционных сказок // Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы : материалы Всерос. психол. форума. Екатеринбург, 28–30 сент. 2022 г. : в 2 т. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. Т. 1. С. 595–599.

Психология дискурса. Проблемы детерминации, воздействия, безопасности / под ред. А. Л. Журавлева, Н. Д. Павловой, И. А. Зачесовой. М. : Ин-т психологии РАН, 2016. 317 с.

Пропп В. Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. М. : Лабиринт, 2001. 512 с.

Смирнова Е. О., Соколова М. В., Матушкина Н. Ю. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психология. 2014. № 4. С. 27–37.

Степин В.С. 21 век – радикальная трансформация типа цивилизационного развития // Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего : 17-е Междунар. Лихачев. науч. чт., 18–20 мая 2017 г. СПб. : СПбГУП, 2017. С. 185–188.

Франц М.-Л. Архетипические паттерны в волшебных сказках. М. : Класс, 2007. 249 с.

Kyshtymova I. M., Matveeva L.V., Deineko A. A. Cartoon image of the mother, its perception by elementary school students and correction in the process of media education // Changing societies and personalities. 2021. Vol. 5, N 3. P. 405–421. https://doi.org/10.15826/csp.2021.5.3.142


Полная версия (русская)