«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2022. Том 40

Самопринятие как субъектная характеристика

Автор(ы)
Т. С. Пилипенко
Аннотация
Осуществлен краткий теоретический обзор исследований отечественных и зарубежных психологов феномена самопринятия. Обозначена проблема смещения понимания самопринятия как активного процесса в сторону пассивного самопринятия, которое зачастую ведет к внутриличностному регрессу, стагнации личности. Сделан акцент на исследовании самопринятия с позиции субъектного подхода. С учетом основных положений о субъекте, в соответствии с преобразующей активностью субъекта выделены два вида самопринятия – пассивное и активное. Отмечено, что именно активное самопринятие является субъектной характеристикой и связано с такими особенностями субъекта, как субъектная активность, целостность, автономность, самоценность. Приведены данные эмпирического исследования связи самопринятия с общим уровнем развития субъектности, а также характеристиками субъекта.
Об авторах
Пилипенко Татьяна Сергеевна, начальник отделения психологической работы, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел России, Россия, 680020, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15, e-mail: tapily@mail.ru
Ссылка для цитирования
Самопринятие как субъектная характеристика // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 40. С. 78–85. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.78
Ключевые слова
самопринятие, активное и пассивное самопринятие, субъектная активность, целостность, автономность, самоценность.
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.78
Литература

Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. 1997. С 38–46.

Киселева Е. П. Самопринятие и стремление к самосовершенствованию субъектов образовательного процесса вуза как фактор направленности учебной мотивации студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2008. 26 с.

Колкова С. М. Безусловное самопринятие как фактор развития гуманистических качеств личности будущих психологов : дис. … канд. психол. наук. Красноярск, 2006. 159 с.

Лабунская В. А. Бытие субъекта: самопрезентация и отношение к внешнему Я // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М. : Институт психологии РАН, 2005. С. 235–258.

Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. М. : Академия, 2004. 256 с.

Моуди Р., Аркэнджел Д. Жизнь после утраты. Как справиться с несчастьем и обрести надежду. М. : София, 2003. 288 с.

Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики : пособие для студентов психол. фак. М. : Логос, 1995. 224 с.

Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М. : Смысл, 1993. 32 с.

Рогожникова С. М. Взаимодействие самопринятия и тенденции к самосовершенствованию как фактор развития коммуникативной компетентности педагога : дис. … канд. психол. наук. Череповец, 2002. 189 с.

Рождественская Н. Н., Волкова О. А. Образ тела как проекция отношения к собственной личности // Психология телесности: теоретические и практические исследования : сб. ст. III Междунар.науч.-практ. конф. М., 2011. С. 7–10.

Шефов С. А. Психология горя. СПб. : Речь, 2006. 144 с.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. : Политиздат, 1991. 527 с.


Полная версия (русская)