«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2022. Том 40

Герои и супергерои в сознании подростков

Автор(ы)
И. М. Кыштымова, Е. Р. Лепетнова
Аннотация
Обосновано суждение о важности категории героического в сознании подростков. Отражены результаты исследования представлений о героизме у россиян (M = 79) и израильтян (М = 66), проведенного с помощью методов специализированного семантического дифференциала и опроса. Выделены факторы, согласно которым происходит категоризация образа героев при их восприятии. Выявлено доминирование у российских подростков процессов идентификации героя с образами супергероев – персонажей американских блокбастеров. Определена семантика понятия «герой», а также отношение подростков к героическим персонажам художественных фильмов «Повесть о настоящем человеке», «Сын Саула» и «Железный Человек». Показано, что трансформация традиционной семантики героического в выборке российских подростков более выражена, чем у израильтян. Приведены данные о коррекции представлений о герое у школьников (М = 42) в процессе их медиаобразования.
Об авторах

Кыштымова Ирина Михайловна, доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии образования и развития личности, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: info@creativity.ru

Лепетнова Елизавета Руслановна, магистр психологии, воспитатель МБДОУ г. Иркутска «Детский сад № 55», Россия, 664050, г. Иркутск, ул. Байкальская, 302, e-mail: rutali95@mail.ru

Ссылка для цитирования
Кыштымова И. М., Лепетнова Е. Р. Герои и супергерои в сознании подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 40. С. 49–66. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.49
Ключевые слова
образ героя, супергерой, подростки, россияне, израильтяне, медиа, медиаобразование, художественный фильм, семантический дифференциал.
УДК
159.9.07
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.49
Литература

Беляев Д. А. Концепт «Супергерой» как локальный вариант модели сверхчеловека в актуальном пространстве массовой культуры // Logos et Praxis. 2013. № 2. С. 35–42.

Гиндин Е. М. Патриотическое воспитание в Израиле // Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Казань : Астор и Я, 2016. С. 398–382.

Жукова А. Г., Картушина Е. А., Мамонтов А. С. Образ героя в западной и российской социальной рекламе // Научный диалог. 2019. № 12. С. 21–42. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-12-21-42

Захарова Е. И., Карабанова О. А. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 57–65. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0207

Иванов А. Г. Мифологема героя в структуре социального мифа // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 441. С. 80–88. https://doi.org/10.17223/15617793/441/11

Касавин И. Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. М. ; СПб. : РХГИ, 2000. 320 с.

Кафтан В.В. Противодействие дегероизации сознания российского общества в учебном процессе вуза // Научная мысль. 2012. № 3(7). С. 4–10.

Ковров В. В. Формирование представлений учащихся о герое и героическом: к проблеме дефицитарности и качества процессов воспитания в современной образовательной практике // Гуманитариум. 2017. № 1(2). С. 29–34. https://doi.org/10.21661/r-117259

Коршунов Г. П. Место и роль социальной мифологии в структуре массового сознания. Минск : Белорусская наука, 2009. 208 с.

Крючков В. В. Отношение обучающихся вуза к героям: проблема дегероизации // Человеческий капитал. 2016. № 3(87). С. 104–105.

Кыштымова И. М. Психосемиотика креативности. Иркутск : ИГУ, 2008. 579 с. (5)

Кыштымова И. М., Ангеловски С. Н. Семантика образа героя: межкультурные различия (на примере российских и македонских подростков) // Сибирский психологический журнал. 2018. № 70. С. 103–117. https://doi.org/10.17223/17267080/70/8

Лосев А. Ф. Вещь и имя // Бытие – имя – космос. М. : Мысль, 1993. 958 с

Луман Н. Реальность массмедиа. М. : Праксис, 2005.

Рогова Е. Н. Героическое // Новый филологический вестник. 2011. № 2. С. 92–96

Смирнов С. Ю. Технологии дегероизации в сознании российского общества // Вестник Череповецкого госуниверситета. 2011. № 3 (35). С. 222–226.

Фетисова Т. А. Супермен – герой нашего времени // Вестник культурологии. 2020. № 2(93). С. 123–134. https://doi.org/10.31249/hoc/2020.02.07

Ahn H. The Content-Style Return of Heroes in Myths : Heracles as a Superhero and His Narrative Meanings // Researches in Contemporary European Philosophy. 2016. Vol. 42. P. 99–132.

Bronchain J., Raynal P., Chabrol H. Psychopathic traits and identity threat as predictors of everyday heroism // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 153, N 15. https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.109637

Сaddick N., Cooper L., Godier-McBard L. Hierarchies of wounding: Media framings of ‘combat’ and ‘non-combat’ injury // Media, War and Conflict. 2020. https://doi.org/10.1177/1750635219899110

Pow! Boom! Kablam! Effects of Viewing Superhero Programs on Aggressive, Prosocial, and Defending Behaviors in Preschool Children / C. M. Coyne [et. al.] // Journal of Abnormal Child Psychol. 2017. Vol. 45. P. 1523–1535. https://doi.org/10.1007/s10802-016-0253-6

Danilova N., Kolpinskaya E. The politics of heroes through the prism of popular heroism // British Politics. 2020. Vol. 15. P. 178–200. https://doi.org/10.1057/s41293-019-00105-8

Garcia-Escriva V. The boom of the superhero genre and the new global film industry // Mediterranean Journal of Communication. 2018. Vol. 9, N 1. P. 483–491. https://doi.org/10.14198/MEDCOM2018.9.1.8

Grever М., Van Nieuwenhuyse К. Popular uses of violent pasts and historical thinking (Los usos populares de los pasados violentos y el razonamiento histórico) // Journal for the Study of Education and Development, 2020. Vol. 43, N 3. P. 483–502. https://doi.org/10.1080/02103702.2020.1772542

Gusacov E. Education for patriotism and the Arab-Israeli sector // International Journal of Educational Development. 2018. Vol. 60. P. 138–148. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2017.11.005

Heroic Helping: The Effects of Priming Superhero Images on Prosociality / D. R. Van Tongeren [et. al.] // Front. Psychol. 2018. Vol. 9. Art. N 2243. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02243

Kyshtymova I. M., Kyshtymova C. C. Particularities in the Perception of the Characters of ‘The Walking Dead’ TV Drama by Teenager // Media Education (Mediaobrazovanie). 2019. Vol. 59, N 2. P. 296–308. Available at: https://me.cherkasgu.press/journals_n/1558082459.pdf (date of access: 15.04.2022).

Malloy D. P. World’s Finest ... Friends? Batman, Superman and the Nature of Friendship // Batman and Philosophy: the Dark Knight of the Soul. Hoboken : John Wiley & Sons, 2008. P. 239–253.

Maruo-Schroeder N. “Justice Has a Bad Side”: Figurations of Law and Justice in 21st-Century Superhero Movies // European journal of American studies. 2018. Vol. 13, N 4. Special Issue: Envisioning Justice: Mediating the Question of Rights in American Visual Culture. https://doi.org/10.4000/ejas.13817

Mendieta Rodriguez E. Sumergirse en l infierno. El hijo de Saúl y la crisis de la representación de la imagen. Área Abierta // Revista de comunicación audiovisual y publicitaria. 2018. Vol. 18, N 2. P. 261–275.https://doi.org/10.5209/ARAB.58412

Parry K. D. The formation of heroes and the myth of national identity // Sport in society. 2020. P. 886–903. https://doi.org/10.1080/17430437.2020.1733531

Study of the efficacy of the Hero program: Cross-national evidence / B. Mesurado [et. al.] // PLoS ONE. 2020. Vol. 15, N 9. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0238442

Themes in Superhero-Based Television Shows: An Opportunity for the Development of Children and Adolescents Through Co-Viewing and Active Mediation / R. Y. Kim [et. al.] // Cureus. 2020. Vol. 12, N 5. https://doi.org/10.7759/cureus.7965

Violence Depicted in Superhero-Based Films Stratified by Protagonist/Antagonist and Gender / J. N. Muller [et. al.] // Cureus. 2020. Vol. 12, N 2. https://doi.org/10.7759/cureus.6843


Полная версия (русская)