«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2022. Том 40

Ресурсность мышления как ключевая компетентность педагога в условиях цифровизации образовательной среды

Автор(ы)
М. М. Кашапов, Н. В. Сурина, А. С. Кашапов
Аннотация
Впервые в качестве ключевой компетентности педагога рассмотрена ресурсность мышления, которая определяется как метакогнитивная способность осознавать и задействовать максимально возможное количество внешних и внутренних ресурсов для решения актуальной задачи. Данная компетентность педагога описана с позиции субъектно-деятельностного подхода. Обоснована значимость ресурсности мышления как компетентности педагога. С помощью авторской методики получены результаты исследования связи ресурсности мышления педагога с некоторыми его личностными характеристиками. Впервые на основании метасистемного подхода ресурсность мышления педагога представлена как метаресурс, который делает возможным управление выполняемой педагогической деятельностью на основе максимального использования как своих индивидуальных ресурсов, так и возможностей цифровизации образовательной среды.
Об авторах

Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, профессор, заведующий, кафедра педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия, 150003, Ярославль, ул. Советская, 14, e-mail: smk007@bk.ru

Сурина Наталья Витальевна, аспирант, кафедра педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия, 150003, Ярославль, ул. Советская, 14, e-mail: nata.surina.hello@gmail.com

Кашапов Артём Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия, 150003, Ярославль, ул. Советская, 14, e-mail: yarmirko@mail.ru

Ссылка для цитирования
Кашапов М. М., Сурина Н. В., Кашапов А. С. Ресурсность мышления как ключевая компетентность педагога в условиях цифровизации образовательной среды // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 40. С. 18–30. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.18
Ключевые слова
ресурс, ресурсность, ресурсность мышления, педагогическая деятельность, образовательная среда, педагог, компетентность.
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.18
Литература

Бойко В. В. Психоэнергетика. СПб. : Питер, 2008. 416 с.

Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus. 2019. № 1(6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019

Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.

Знаков В. В. Психология возможного: новое направление исследований понимания. М. : Ин-т психологии РАН, 2022. 365 с.

Кашапов А. С. Когнитивно-ресурсные компоненты событийности в условиях профессионализации субъекта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020a. Т. 26, № 4. С. 55–61. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-55-61

Кашапов А. С. Ресурсно-событийные основы конструктивного разрешения конфликтов // Страховские чтения. 2020б. № 28. С. 156–172.

Кашапов А. С. Ресурсный компонент динамики социально-психологической адаптированности и конфликтоустойчивости студентов младших курсов // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 3(120). С. 127–136. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-3-120-127-136

Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2000. 48 с.

Кашапов М. М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 135–140.

Кашапов М. М. Подготовка учителя к работе с одаренными обучаемыми // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология 2016. Т. 16. С. 3–13.

Кашапов М. М. О методике диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2021. № 1(41). С. 395–413.

Кашапов М. М., Шаматонова Г. Л. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2017. Т. 22. С. 10–20.

Кашапов М. М., Серафимович И. В. Надситуативность мышления как ресурс реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта на разных этапах профессионализации психологов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 26. С. 63–76.

Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Томск : Том. гос. ун-т, 2005. 174 с.

Куценко Н. Ю., Ярославцева И. В. Структурно-содержательный анализ экзистенциальной теории в ее значении для практики психологического консультирования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1. С. 152–162.

Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М. : Наука, 1980. 279 с.

Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. М. М. Кашапова. Ярославль : ЯрГУ, 2012. 427 с.

Серафимович И. В. Акмеологические и когнитивные ресурсы в профессионализации студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN519.pdf

Серафимович И. В. Особенности когнитивных и личностных ресурсов педагогов в структуре психологической системы деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020a. № 2. С. 106–115. URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN220.pdf

Серафимович И. В. Исследование взаимосвязи когнитивных и личностных ресурсов у педагогических работников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020б. Т. 26, № 2. С. 107–114. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-2-107-114

Серафимович И. В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий // Национальный психологический журнал. 2021. № 4(44). С. 75–83.

Серафимович И. В., Бобылева Н. И., Шляхтина Н. В. Психолого-педагогическое единство – ресурс изучения профессионального мышления менеджеров в сфере образования // Евразийский образовательный диалог : материалы междунар. форума. Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. С. 469–473.

Серафимович И. В., Сабаканова А. С. Особенности профессионального педагогического мышления, метакогнитивных и регулятивных процессов у педагогов разных дошкольных образовательных организаций // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М. : Институт психологии РАН, 2020. С. 1364–1372.

Сергиенко Е. А., Виленская Е. А., Ковалева Ю. В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М. : Институт психологии РАН, 2010. 352 с.

Сурина Н. В. Проблема классификации ресурсов в современной психологии // Ярославский психологический вестник. 2020a. № 1(46). С. 28–33.

Сурина Н. В. Ресурсы в структуре индивидуальности и ресурсность мышления // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2020б. № 1 (39). С. 133–145.

Сурина Н. В. Развитие ресурсности мышления на разных стадиях жизненного цикла // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М. : Институт психологии РАН, 2020в. С. 123–132.

Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М. : Наука, 1982. 182 с.

Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М. : Логос, 1994. 320 с.

Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М. : Аспект Пресс, 2007. 284 с.

Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М. : Ин-т психологии РАН, 2013. 464 с.

Шадриков В. Д. Мысль и познание. М. : Логос, 2014. 240 с.

Шадриков В. Д. Эволюция мысли. Как человек научился мыслить : монография. М. : Унив. кн., 2016. 219 с.

Шамионов Р., Бескова Т. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.277

Филатова Ю. С. Влияние личностных характеристик на профессионализацию клинического мышления терапевтов // Методология современной психологии. 2019. № 9. С 300–307.

Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 385–404.

Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб. : Питер, 2002. 272 с.

Юмартова Н. М., Гришина Н. В. Осознанность (mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов измерения //Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 4. С. 105–115.

Loevinger J. (ed.) Technical Foundations for Measuring Ego Development. The Washington University Sentence Completion Test. Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum, 1998. 144 p.


Полная версия (русская)