«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2022. Том 39

Психологическая безопасность личности педагога в условиях неопределенности

Автор(ы)
Е. Л. Трофимова, Г. А. Кузьмина
Аннотация
Рассмотрены подходы к изучению психологической безопасности личности, рас-крыто понятие неопределенности. На основе теоретического анализа выделены индикаторы психологической безопасности личности педагога. Представлены результаты эмпирического исследования, где выявлено, что наиболее значимыми индикаторами в структуре психологической безопасности являются «психологическое здоровье», «благополучная социально-психологическая атмосфера в семье», «благополучная социально-психологическая атмосфера в рабочем/учебном коллективе», «отсутствие психологического насилия», обнаружены половые и возрастные особенности в оценке индикаторов психологической безопасности. Проведенный факторный анализ полученных исследовательских данных позволил выявить пять компонентов в структуре психологической безопасности: саморегуляция в условиях неопределенности, внешняя безопасность, профессиональная эффективность, социально-психологический капитал, психологическое здоровье.
Об авторах

Трофимова Елена Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, Иркутск, К. Маркса, 1, доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: trofimova-bgy@mail.ru

Кузьмина Галина Анатольевна, преподаватель, кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин, Восточно-Сибирский институт МВД России, Россия, 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 110, аспирант, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: gal_k_a_@mail.ru

Ссылка для цитирования
Трофимова Е. Л., Кузьмина Г. А. Психологическая безопасность личности педагога в условиях неопределенности // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 39. С. 54–75. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.39.54
Ключевые слова
психологическая безопасность, образовательная среда, неопределенность, педагоги высших образовательных учреждений.
УДК
159.99
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.39.54
Литература

Агузумцян Р. В., Мурадян Е. Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1 (18). С. 43–47.

Белоусова Е. А. Ситуации неопределенности как источник развития личности // Молодой ученый. 2018. № 50(236). С. 455–459.

Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М. : Per Se, 2006. 523 с.

Зотова О. Ю. Теоретический обзор современных концепций психологической безопасности // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 247–253.

Каткова Е. Н., Ситяева С. М., Орлова О. А. Изменения в системе жизненных ценностей студенческой молодежи Дальнего Востока в условиях пандемии Covid-19 // Известия Байкальского государственного университета. 2021. Т. 31, № 4. С. 524–533. https://doi.org/10.17150/2500-2759.2021.31(4).524-533

Кимберг А. Н. Психология безопасности личности: предмет и проблемы в перспективе субъектного подхода // Человек. Сообщество. Управление. 2010. №1. С. 72–82.

Колоткина О. А., Минникес И. А., Ягофарова И. Д. Право личности на криминологическую безопасность: понятие, содержание, место в системе национальной безопасности Российской Федерации // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 4. С. 496–504. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2018.12(4).496-504

Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.555

Лупенко Н. Н., Верменикова Л. В. Социально-экономические угрозы психологической безопасности личности в период пандемии COVID-19 // Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков : сб. материалов X Всерос. науч. конф. Сочи, 9–10 окт. 2020 г. / под ред. Ю. Э. Макаревской [и др.]. М. : Мир науки, 2020. С. 102–109.

Маслоу А. Мотивация и личность. М. [и др.] : Питер, 2013. 351 с.

Орлова М. А. Терминология и классификация понятия «неопределенность» // Вестник ТГУ. 2010. №7 (87). С. 43–46.

Психологическая безопасность студентов-психологов в образовательной среде вуза в условиях дистанционного обучения / Е. А. Кедярова, Н. И. Чернецкая, Н. С. Кондрашова, К. С. Литвиненко // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. Т. 38. С. 36–47. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38.36

Психология социальных ситуаций / [сост. Н. В. Гришина]. СПб. : Питер, 2001. 403 с.

Рерке В. И., Маякова О. С. Развитие социальной активности подростков как условие их психологической безопасности // Baikal Research Journal. 2019. Т. 10, № 2. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2019.10(2).7

Степаносова О. В., Корнилова Т. В. Мотивация и интуиция в регуляции вербальных прогнозов при принятии решений // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 2. С. 60–68.

Трофимова Е. Л., Терехова Т. А. Межэтническое взаимодействие студентов из стран АТР как условие психологической безопасности // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, № 4. https://doi.org/ 10.17150/2411-6262.2017.8(4).5

Уваров В. И. Социально-психологическая безопасность личности: влияние внешних и внутренних факторов [Электронный ресурс] // Современная психология : материалы V Между-нар. науч. конф. Казань, октябрь 2017 г. Казань : Бук, 2017. С. 19–25. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12925/ (дата обращения: 21.01.2020).

Bar-Tal D., Kruglanski A. W. The social psychology of knowledge. Cambridge : Cambridge University Press, 1988. 399 p.

Grenville J. Conservation as psychology: Ontological security and the built environment // International Journal of Heritage Studies. 2007. Vol. 13, N 6. P. 447–461.

Edmondson A. C. Psychological safety and learning behavior in work teams // Adm. Sci. Q. 1999. Vol. 44, N 2. P. 350–383.

Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma. N. Y. : Free Press, 2016. 272 p.

May D. R., Gilson R. L., Harter L. M. The psychology condition of meaningfulness, safety and availability and the engagement of the human spirit at work // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2004. N 77. P. 11–37.

Ross C. E., Mirowsky J. Neighborhood disorder, subjective alienation and distress // Journal of Health and Social Behavior. 2009. N 50. P. 49–64.

Wells J. C., Baldwin E. D. Historic preservation, significance, and age value: A comparative phenomenology of historic Charleston and the nearby new-urbanist community of I’On // Journal of Environmental Psychology. 2012. Vol. 32, N 4. P. 384–400.

Unfolding the proactive process for creativity: integration of the employee proactivity, information exchange, and psychological safety perspectives / Y. Gong, S. Cheung, M. Wang, J. Huang // Journal of Management. 2012. Vol. 38, N 5. P. 1611–1633.


Полная версия (русская)