«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2022. Том 39

Академическая успеваемость и музыкальные предпочтения в зависимости от уровня тревожности студентов медицинского вуза в период сессии

Автор(ы)
Е. Б. Князев, Е. В. Высоцкая, Д. Г. Черникова, Л. В. Долгова
Аннотация
Проведено исследование связи академической успеваемости студентов-медиков с их музыкальными предпочтениями. Сформулирована и проверена основная гипотеза, суть которой состоит в том, что академическая успеваемость и музыкальные предпочтения студентов зависят от их уровня тревожности. Продемонстрировано, что тревожность оказывает положительное воздействие на академическую успеваемость студентов вопреки распространенному мнению о ее негативном влиянии. Также показано, что академические оценки у студентов-медиков в период сессии обнаруживают зависимость от музыкальных предпочтений.
Об авторах

Князев Евгений Борисович, кандидат психологических наук, старший преподаватель, Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Россия, 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112, e-mail: eknyaze@gmail.com

Высоцкая Елена Валерьевна, старший преподаватель, Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Россия, 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112, e-mail: solo8@mail.ru

Черникова Дарья Георгиевна, студентка, Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Россия, 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112, e-mail: darya_chernikova_1998@mail.ru

Долгова Людмила Владимировна, студентка, Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Россия, 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112, e-mail: dolgova.lyuda2000@mail.ru

Ссылка для цитирования
Академическая успеваемость и музыкальные предпочтения в зависимости от уровня тревожности студентов медицинского вуза в период сессии / Е. Б. Князев, Е. В. Высоцкая, Д. Г. Черникова, Л. В. Долгова // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 39. С. 3–18. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.39.3
Ключевые слова
тревожность, сессия, академическая успеваемость, музыкальные предпочтения, студенты-медики.
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.39.3
Литература

Александров А. Г., Лукьяненок П. И. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности // Научное обозрение. Медицинские науки. 2016. № 6. C. 5–14.

Березин Ф. Б. Психическая адаптация и тревога // Психические состояния : хрестоматия по психологии / сост. и общ. ред. Л. В. Куликов. СПб. : Питер, 2001. 512 с.

Гинтере С., Андрезиня Р., Виксна Л. Оценка депрессивных нарушений и тревоги у студентов-медиков // Российский семейный врач. 2008. Т. 12, № 2. C. 41–43. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2001. 752 с.

Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. М. : Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.

Оценка уровня тревожности и синдрома профессионального выгорания среди медицинского персонала специализированных COVID-госпиталей города Саратова и разработка путей их коррекции / Ю. Н. Беляева, Г. В. Губанова, Г. Н. Шеметова, Э. Н. Рамазанов, М. К. Агакеримов // Научное обозрение. Медицинские науки. 2021. № 3. C. 56–61. URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1191 (дата обращения: 19.08.2021).

Петрова Е. Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2010. Т. 2. С. 152–157.

Частота и выраженность тревожно-депрессивных нарушений у студентов медицинского вуза / Е. В. Деревянных, Н. А. Балашова, Р. А. Яскевич, О. Л. Москаленко // В мире научных открытий. 2017. Т. 9, № 1. C. 10–28.

Bandura A. Human agency in social cognitive theory // Psychology, Medicine. 1989. https://doi.org/10.1037/0003-066X.44.9.1175

Bibb J., Castle D., McFerran K. Reducing anxiety through music therapy at an outpatient eating disorder recovery service // Journal of Creativity in Mental Health. 2019. https://doi.org/10.1080/15401383.2019.1595804

Billingsley J. T., Hurd N. M. Discrimination, mental health and academic performance among underrepresented college students: the role of extracurricular activities at predominantly white institu-tions // Social Psychology of Education. 2019. Vol. 22, N 2. P. 421–446.

Boateng H., Adam D., Dorson T. Assessing the determinants of internet banking adoption inten-tions: A social cognitive theory perspective // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 65. P. 468–478. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.09.017

Burning out before they start? An achievement goal theory perspective on medical and education students / L. Nadon, O. Babenko, D. Chazan, L. M. Daniels // Social Psychology of Education. 2020. Vol. 23, N 4. https://doi.org/10.1007/s11218-020-09572-0

Carpenter F. R. D., Knobloch S., Zillmann D. Rock, rap, and rebellion: Comparisons of traits predicting selective exposure to defiant music // Personality and individual differences. 2003. Vol. 35, N 7. P. 1643–1655. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(02)00387-2

Carpenter F. R. D., Potter R. F. Effects of music on physiological arousal: Explorations into tempo and genre // Media Psychology. 2003. Vol. 10, N 3. P. 339–363. https://doi.org/10.1080/15213260701533045

Colman A. A dictionary of psychology. Oxford: Oxford university press, 2015. 896 p.

Dyrbye L., Thomas M., Shanafelt T. Systematic review of depression, anxiety, and other indicators of psychological distress among U. S. and Canadian medical students // Academic medicine: jour-nal of the Association of American Medical Colleges. 2006. Vol. 81, N 4. P. 354–373. https://doi.org/10.1097/00001888-200604000-00009

Fan C. T. Note on construction of an item analysis table for the high-low-27-per-cent group method // Psychometrika. 1954. Vol. 19, N 3. P. 231–237. https://doi.org/10.1007/BF02289187

Flight anxiety: investigating the role of airline service quality and flight crew’s competence / A. Batouei, M. Iranmanesh, D. Nikbin, S. S. Hyun // Asia Pacific Journal of Tourism Research. 2019. Vol. 24, N 7. P. 710–724. https://doi.org/10.1080/10941665.2019.1630457

Hope V., Henderson M. Medical student depression, anxiety and distress outside North America: a systematic review // Medical education. 2014. Vol. 48, N 10. P. 963–979. https://doi.org/10.1111/medu.12512

Mok E., Wong K. Y. Effects of music on patient anxiety// AORN journal. 2003. Vol. 77, N 2. P. 396–410. https://doi.org/10.1016/S0001-2092(06)61207-6

Musical preferences are linked to cognitive styles / D. M. Greenberg, S. Baron-Cohen, D. J. Stillwell, M. Kosinski, P. J. Rentfrow // Psychology, Medicine. PloS one. 2015. Vol. 10, N 7. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0131151

Musical preferences predict personality: evidence from active listening and facebook likes / G. Nave, J. Minxha, D. M. Greenberg, M. Kosinski, D. Stillwell, J. Rentfrow // Psychological science. 2018. Vol. 29, N 7. P. 1145–1158. https://doi.org/10.1177/0956797618761659

North A. C., Hargreaves D. J. Lifestyle correlates of musical preference: 1. Relationships, living arrangements, beliefs, and crime// Psychology of music. 2007. Vol. 35, N 1. P. 58–87. https://doi.org/10.1177/0305735607068888

Predicting Achievement: Confidence vs Self-Efficacy, Anxiety, and Self-Concept in Confucian and European Countries / S. Morony, S. Kleitman, Y. P. Lee, L. Stankov // Psychology. International Journal of Educational Research. 2013. Vol. 58. P. 79–96. https://doi.org/10.1016/J.IJER.2012.11.002

Shakir M. Academic anxiety as a correlate of academic achievement // Journal of Education and Practice. 2014. Vol. 5 (10). P. 29–36.

Stankov L. Unforgiving Confucian culture: A breeding ground for high academic achievement, test anxiety and self-doubt? // Learning and Individual Differences. 2010. Vol. 20, N 6. P. 555–563. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2010.05.003

Syokwaa K., Aloka P., Ndunge S. The Relationship between anxiety levels and academic achievement among students in selected secondary schools in Lang’ata District, Kenya // Journal of Educational and Social Research. 2014. Vol. 4, N 3. P. 403–403. https://doi.org/10.5901/jesr.2014.v4n3p403

The global prevalence of anxiety among medical students: A Meta-Analysis / T. С. Quek, W. S. Tam, X. B. Tran, M. Zhang, Z. Zhang, R. M. Ho // International journal of environmental research and public health. 2019. Vol. 16, N 15. https://doi.org/10.3390/ijerph16152735

The influence of music therapy on preoperative anxiety in pediatric oncology patients undergo-ing invasive procedures / F. Giordano, B. Zanchi, F. De Leonardis, C. Rutigliano, F. Esposit, N. Bri-enza, N. Santoro // Medicine. The Arts in Psychotherapy. 2020. Vol. 68. https://doi.org/10.1016/j.aip.2020.101649

The song is you / D. M. Greenberg, M. Kosinski, D. J. Stillwell, B.L. Monteiro, D. J. Levitin, P. J. Rentfrow // Psychology. Social Psychological and Personality Science. 2016. Vol. 7, N 6. P. 597-605. https://doi.org/10.1177/1948550616641473

Wiersma W., Jurs S. G. Educational Measurement and Testing. Boston : Allyn, 1990. 415 p.


Полная версия (русская)