«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2021. Том 38

Особенности эмоционального принятия некоторых моральных ценностей и когнитивной оценки ситуаций морального выбора 14–15-летними подростками

Автор(ы)
Е. Н. Смагина
Аннотация
Приведены результаты исследования нравственно-ценностной сферы подростков в возрасте 14–15 лет (N = 416), направленного на определение эмоционального отношения школьников к 33 моральным ценностям-понятиям; осознанности в выборе ценностей для принятия решения о поведении. Применялись цветовой тест отношений и анализ ответов подростков на ситуационные задачи. Сделаны основные выводы о том, что отношение к ценностям соответствует общепринятой морали. Определено, что ценности «долг», «любовь», «честь», «свобода» еще не представляют собой внутренние моральные принципы, определяющие поведение и отношение к другим людям. Подросткам проще анализировать с позиции моральных ценностей ситуации, в которых рассматриваются поступки исторических или литературных персонажей. Ситуации из повседневной жизни, которые лично затрагивают подростков, они склонны разбирать с позиции личного интереса.
Об авторах
Смагина Елена Николаевна, аспирант, кафедра педагогической и прикладной психологии, Московский городской педагогический университет, Самарский филиал Россия, 443081, г. Самара, ул. Стара Загора, 76, e-mail: lely57@yandex.ru
Ссылка для цитирования
Смагина Е. Н. Особенности эмоционального принятия некоторых моральных ценностей и когнитивной оценки ситуаций морального выбора 14-15-летними подростками // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. Т. 38. С. 83–99. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38.83
Ключевые слова
нравственно-ценностная сфера, моральные ценности, подростки, ситуационные задачи, цветовой тест отношений
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38.83
Литература

Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М. : Смысл, 1999. С. 248–259.

Бездухов В. П., Жирнова Т. В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование. М. : МПСИ, 2008. 202 с.

Гуткина Н. И. Концепция Л. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 2. С. 116–128.

Ефимов В. И., Таланов В. М. Общечеловеческие ценности, забота о себе и выбор смыслов жизни // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 8-1. С. 75–81.

Иванова Г. П., Иващенко А. В., Стацевич М. Ю. Освоение нравственных ценностей современными обучающимися: этнический аспект : монография. М. : Перо, 2017. 404 с.

Исаев Е. И. Педагогическая психология. М. : Юрайт, 2020. 347 с.

Кирьякова А. В. Ориентация личности в мире ценностей // Шаг в науку. 2018. № 1. С. 5–15.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2019. 582 с.

Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М. : Академия, 2019. 656 с.

Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р. Развитие нравственной сферы личности подростка. Курган : Изд-во Курганского государственного университета, 2011. 147 с.

Самылова О. А. Чувства и переживания эмоционального компонента нравственной сферы // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2015. Т. 21. С. 94–98.

Собкин В. С., Калашникова Е. А. Ценностные ориентации современного подростка // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. Вып. 2. С. 656–665.

Церковникова Н. Г. Теоретические подходы к определению нравственного самосознания и эмпирическое изучение его особенностей у обучающихся кадетских и общеобразовательных школ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 9-4. С. 718–722.

Eisenberg N., Spinrad T. Socialization of Moral Emotions and Behavior // The Oxford Handbook of Parenting and Moral Development; edited by Deborah J. Laible, Gustavo Carlo, Laura M. Padilla Walker. England: Oxford University Press, 2019. P. 57–71.

Explorations in Reported Moral Behaviors, Values, and Moral Emotions in Four Countries / L. Myyry, K. Helkama, M. Silfver, K. Petkova, J. Valentim, K. Liik // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.661172

Moory L. Components of Morality. A Professional Ethics Perspective on Moral Motivation, Moral Sensitivity, Moral Reasoning and Related Constructs Among Students. Helsinki : University of Helsinki, 2003. 141 p.

Priddy R. C. The Human Whole. An Outline of the Person-oriented Psychology, 2019. URL: http://www.robertpriddy.com/P/index.html (дата обращения: 12.05.2021).

The prerequisites of prosocial behavior in human ontogeny / I. M. Sozinova, A. A. Sozinov, S. J. Laukka, Y. I. Alexandrov // International journal of cognitive research in science, engineering and education. 2017. Vol. 5, N 1. P. 57–63.


Полная версия (русская)