«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2020. Том 34

Развитие игровой деятельности дошкольников экспериментальным методом PARLA

Автор(ы)
В. С. Карапетян, А. М. Даллакян, Э. В. Хачатрян
Аннотация

Проблема стимулирования игровой активности старших дошкольников рассмотрена в контексте трансформации основной цели игровой деятельности в промежуточные – более значимые для ребенка. Выявлена зависимость между способностью дошкольника выделять промежуточные цели игры и умением применять осознанные целенаправленные действия. Представлена и обоснована соответствующая компонентам метода PARLA пошаговая методика стимулирования игровой активности дошкольников, включающая: поощрение разнообразия выдуманных действий – преобразование основной цели игровой деятельности в промежуточные – проявления когнитивного диссонанса – продолжение игры за счет познавательной активности субъектов игровой деятельности. Установлено, что стимулирование активности дошкольников посредством продумывания целенаправленных действий в игровых ситуациях способствует приобретению ими практических навыков применения осознанных действий.

Об авторах

Карапетян Владимир Севанович, доктор психологических наук, профессор, заведующий, кафедра дошкольной педагогики и методик, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, Армения, 0010, г. Ереван, ул. Тиграна Меца, 17, e-mail: vskarapetyan@mail.ru 

Даллакян Алла Мартыновна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики и методик, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, Армения, 0010, г. Ереван, ул. Тиграна Меца, 17, e-mail: alla.dallakyan@gmail.com 

Хачатрян Эгине Вардгесовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики и методик, декан факультета начального образования, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, Армения, г. Ереван, ул. Тиграна Меца, 17, e-mail: heghinekhachatryan@yahoo.com

Ссылка для цитирования

Карапетян В. С., Даллакян А. М., Хачатрян Э. В. Развитие игровой деятельности дошкольников экспериментальным методом PARLA // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 34. С. 30–39. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.34.30

Ключевые слова
трансформация цели, когнитивный диссонанс, метод PARLA, диаграмма К. Исикавы, «горизонтальная» структура деятельности
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.34.30
Литература

Гальперин П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов. М. : Кн. дом «Университет», 1999. 332 с.

Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. М. : Флинта. 2019. 336 с. 

Исикава К. Японские методы управления качеством. М. : Экономика, 1988. 199 с. 

Карапетян В. С., Геворкян С. Р. Диссонанс и консонанс в сфере аргументаций // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2017. Т. 21. С. 21–27.

Карпов А. ВПсихология деятельности : в 5 т. М. : РАО, 2015, Т. 2. 408 с.

Карпов А. В., Карпова Е. В. Системогенез игровой деятельности: структурно-функциональная организация и генетическая динамика. М. : Изд. дом РАО ; Ярославль : ЯрГУ, 2017, Т. 3. 686 с.

Краснобабцев А. Интервью по компетенциям <br />(поведенческое интервью по модели STAR). URL: http://www.hr-journal.ru/articles/pp/STAR-Intervju-po-kompetencijam.html (дата обращения: 25.11.2020).

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1972. 304 с.

Носкова О. Г., Шадриков В. Д. Научные и научно-практические исследования в пространстве современной психологии // Мир психологии. 2017. № 1(89). С. 204–218.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 1999. 720 с.

Смирнова Е. О., Рябикова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 42–48

Чернявская В. С., Ахмадуллина О. В. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 1. С. 11–15.

Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М. : Ин-т психологии РАН, 2013. 464 с. 

Synergetic effects manifestation by founding complexes deployment of matematical tasks on the chessboard / S. N. Dvoryatkina, V. S. Karapetyan, A. M. Dallakyan, S. A. Rozanova, E. I. Smirnov // Problems of Education in the 21st Centure. 2019. Vol. 77-1. P. 8–21

Typical Expression of Cognitive Dissonance and Consonance in the Course of Argumentation / R. Mirzakhanyan, S. Gevorgyan, V. Karapetyan, A. Dallakyan, A. Berberyan // WISDOM. 2019. N 2(13). P. 75–85


Полная версия (русская)