«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2020. Том 33

Взаимосвязь развития эмоционального интеллекта с активностью пользования социальными сетями в юношеском возрасте

Автор(ы)
Н. В. Нозикова, Г. Г. Баденкова
Аннотация

Актуальная проблема эмоционального развития в юношеском возрасте с учетом влияния инновационных технологий на формирование психических функций человека определила цель эмпирического исследования, представленного в настоящей статье: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта с активностью пользования социальными сетями в юношеском возрасте. Выборку составили 50 девушек-студенток. Средний возраст по выборке – 20,2 года. В исследовании применялись: 1) методика оценки эмоционального интеллекта Н. Холла; 2) опросник на киберкоммуникативную зависимость А. В. Тончевой. Анализ расчета коэффициента корреляции рангов Спирмена продемонстрировал отсутствие значимой связи между показателями увлеченности социальными сетями и показателями эмоционального интеллекта и его компонентов «эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями», «самомотивация», «эмпатия», «распознавание эмоций других». Полученные результаты станут основой для дальнейшего изучения потенциала инновационных коммуникативных технологий и использования их в развивающих, образовательных и коррекционных целях.

Об авторах

Нозикова Наталья Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Тихоокеанский государственный университет, Россия, 680035, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, e-mail: mail@pnu.edu.ru 

Баденкова Галина Геннадьевна, магистрант, кафедра психологии, Тихоокеанский государственный университет, Россия, 680035, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, e-mail: mail@pnu.edu.ru

Ссылка для цитирования

Нозикова Н. В., Баденкова Г. Г. Взаимосвязь развития эмоционального интеллекта с активностью пользования социальными сетями в юношеском возрасте // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 33. С. 43–58. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.33.43

Ключевые слова
эмоциональный интеллект, информационные технологии, киберпсихология, цифровая социализация, киберкоммуникативная зависимость, пользовательская активность, юношеский возраст
УДК
159.9.07
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.33.43
Литература

Апресян Р. Г. Концепция социально-эмоционального обучения и задачи морального воспитания [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 29–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38096353 (дата обращения: 02.02.2020).

Белобородов А. М., Сыманюк Э. Э. Устойчивость развития эмоционального интеллекта будущих специалистов [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 7. С. 109–127. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivost-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-buduschih-spetsialistov

Виленская Г.А. Исследования психологии интернета в «Психологическом журнале»: некоторые итоги и перспективы // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 4. С. 5–14. https://doi.org/10.31857/S020595920005330-9 

Войскунский А.Е. Перспективы становления психологии интернета // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 3. С. 110–118.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Л.С. Выготский. Собр. соч. : в 6т. М. : Педагогика, 1983. Т. 3. С. 6–328. 

ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 1996. 536 с. 

Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Jilinskaya.phtml (дата обращения: 30.01.2020).

Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 5. С. 35–47. https://doi.org/10.31857/S020595920006074-7

Изотова Е.И. Современные способы эмоциональной насыщенности интернет-общения // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека» (г. Коломна, 14–17 февраля 2018) / под общ. ред. Р. В. Ершовой. Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 172–176.

Кобякова М.В. Задачный подход как средство развития технологического мышления студентов технического ССУЗА // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2011. № 10 (89). С. 133–143.

Королева Д. О. Использование социальных сетей в образовании и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. С. 28–37. https://doi.org/10.17759/pse.2015200104

Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Методы диагностики эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 10–114. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080411

КыштымоваИ.М., КыштымоваЕ.С. Развивающий потенциал медиапространства // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 27. С. 58–73. https://doi.org//10.26516/2304-1226.2019.27.58 

Кыштымова И.М., Скорова Л.В. Психологическая медиакомпетентность: метауровневая модель // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 23. С. 77–87.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. M. : Политиздат, 1975. 304 с.

Люсин Д. В. Трехмерная модель структуры эмоциональных состояний, основанная на русскоязычных данных // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2019. Т.16, № 2. С. 133–148. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-2-341-356 

Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А. Нейропсихологический профиль подростков с интернет-зависимым поведением // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 130–137.

Марцинковская Т. Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 26. URL: http://psystudy.ru/num/2012v5n26/766-martsinkovskaya26.html (дата обращения: 02.02.2020).

Методика Н. Холла оценки эмоционального интеллекта (опросник EQ) // Е.И. Ильин. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 633–634.

Морозова И. С., Каргина А. Е. Развитие содержательных характеристик эмоционального интеллекта студентов вуза в условиях психолого-педагогического сопровождения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 25. С. 76–88. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.76 

РодионоваА.С. Особенности эмоционального интеллекта лиц, имеющих Интернет-аддикцию [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29859 (дата обращения: 02.02.2020).

РубинштейнС.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 12–23.

Савенков А. И. Структура социального интеллекта [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 7–15. https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070201

Сапа А.В. Поколение Z-поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24–30.

Симатова О. Б. Специфика эмоционального интеллекта студентов вуза, обучающихся на различных факультетах // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2017. Т. 22. С. 104–114. 

Смык Ю.В., КуропаткинаА.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологической медиакомпетентности подростков // Развитие и образование личности в современном коммуникативном пространства : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. И.М. Кыштымовой. Иркутск : Иркут, 2019. Часть 1. С. 160–166.

Солдатова Г.У., Львова Е.Н. Особенности родительской медиации в ситуации столкновения подростков с онлайн-рисками // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. C. 29–41. https://doi.org/10.17759/pse.2018230303

Тест эмоционального интеллекта – русскоязычная методика / Е. А. Сергиенко, Е. А. Хлевная, И. И. Ветрова, А. А. Никитина // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 3. С. 177–192. https://doi.org/10.17759/sps.2019100311

Тихомиров О.К. Информационный век и теория Л. С.Выготского // Психологический журнал. 1993. № 1. С. 114–119.

Тончева А.В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. № 4 (13). С. 138.

Трухан Е.А., Рыжковский Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у подростков // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2019. № 1. С. 4–11. https://doi.org/10.25513/2410-6364.2019.1.4-11 

Шнайдер М.И. Проблема развития эмоционального интеллекта в условиях новой коммуникативной реальности // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. И.М. Кыштымовой. Иркутск : Аспринт, 2016. С. 160–166.

Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto : Multi-Health Systems, 1997. 216 p.

Bochkova M. N., Meshkova N. V. Emotional intelligence and social interaction: foreign studies // Journal of Modern Foreign Psychology. 2018. Vol. 7, N 2. P. 49–59. https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070205 (In Russian).

Caruso D. R., Mayer J. D., Salovey P. Relation of an ability measure of emotional intelligence to personality // Journal of Personality Assessment. 2002. Vol. 79. P. 306–320.

Degtyarev A. V., Degtyareva D. I. The development of emotional intelligence, psychological boundaries of the personality and self-attitude among future psychologists (on the example of students of the faculty of legal psychology, MSUPE) // Psikhologiia i pravo [Psychology and Law]. 2019. Vol. 9, N 3. P. 57–71. URL: https://psyjournals.ru/en/psyandlaw/2019/n3/109425.shtml

Harris D. J., Reiter-Palmon R., Kaufman J. C. The effect of emotional intelligence and task type on malevolent creativity // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2013. Vol. 7, N 3. P. 237–244. https://doi.org/10.1037/a0032139 

Kochetova Yu. A., Klimakova M. V. Emotional intelligence and aggression in foreign studies // Journal of Modern Foreign Psychology. 2019. Vol. 8, N 3. P. 29–36. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080303 (In Russian).

Mayer J. D., Caruso D.R., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotion Review. 2016. Vol. 8, N 4, october. P. 290–300. https://doi.org/10.1177/1754073916639667

Zych I., Ortega-Ruiz R., Marin-Lopez I. Emotional content in cyberspace: Development and validation of E-motions Questionnaire in adolescents and young people // Psicothema.2017. Vol. 29, N 4. P. 563–569 https://doi.org/10.7334/psicothema2016.340 


Полная версия (русская)