«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2020. Том 31

Развитие эмоциональной саморегуляции подростков средствами арт-терапии в контексте профилактики суицидального поведения

Автор(ы)
Е. В. Евсеенкова, К. Н. Белогай, Ю. В. Борисенко
Аннотация

Анализируется проблема развития эмоциональной саморегуляции подростков средствами арт-терапии в контексте профилактики суицидального поведения. Приводятся результаты исследования, в котором приняли участие 139 учащихся 9–10-х классов школ Кузбасса. Испытуемые были поделены на две группы по признаку участия в экспериментальной работе, в том числе в тренинговой работе с элементами арт-терапии. Статистический анализ данных показал, что испытуемые экспериментальной группы после прохождения тренинга демонстрируют повышение показателей по параметрам «эмоциональный тонус», «спокойствие», «устойчивость», а также снижение показателя «уровень безнадежности». По итогам исследования сделан вывод о возможности профилактики риска суицидального поведения подростков средствами арт-терапии через работу с эмоционально-регулятивным компонентом риска суицидального поведения.

Об авторах

Евсеенкова Елена Вячеславовна, аспирант, кафедра акмеологии и психологии развития, Институт образования, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: evseenkova_e_v@mail.ru 

Белогай Ксения Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра акмеологии и психологии развития, Институт образования, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: belogi@mail.ru 

Борисенко Юлия Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра акмеологии и психологии развития, Институт образования, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: evseenkova@mail.ru

Ссылка для цитирования

Евсеенкова Е. В., Белогай К. Н., Борисенко Ю. В. Развитие эмоциональной саморегуляции подростков средствами арт-терапии в контексте профилактики суицидального поведения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 31. С. 16–29. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.31.16

Ключевые слова
подростковый суицид, факторы риска, превенция, арт-терапия, музыкотерапия
УДК
159.9.072
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.31.16
Литература

Ворсина О. П., Колмакова Н. Б. Особенности мотивации и содержания суицидального поведения несовершеннолетних, совершивших завершенные суициды // Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее : сб. материалов VI Нац. конгр. по соц. психиатрии и наркологии. Уфа, 18–20 мая 2016 г. М. : ФМИЦПН им. В. П. Сербского Минздрава России, 2016. С. 87–88.

Декер-Фойгт Г. Введение в музыкотерапию. СПб. : Питер, 2003. 59 с.

Каменюкин А. Г., Ковпак Д. В. Антистресс-тренинг. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 224 с.

Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2008. 160 с.

Копытина А. И. Арт-терапия – новые горизонты. М. : Когито- Центр, 2006. 336 с.

Макашева В. А., Слободская Е. Р. Суицидальное поведение несовершеннолетних: распространенность и факторы риска // Российский психиатрический журнал. 2014. № 6. С. 33–40

Морозова И. С., Белогай К. Н., Евсеенкова Е. В. К проблеме систематизации теоретических подходов к изучению аутодеструктивного поведения в традиционной и постнеклассической психологии // Общество: социология, психология, педагогика, 2018. № 8. С. 59-67. https://doi.org/10.24158/spp.2018.8.10

Опыт использования методики «Детская шкала безнадежности» в процессе апробации скринингового метода исследования риска суицидального поведения подростков / К. Н. Белогай, Ю. В. Борисенко, Е. В. Евсеенкова, Е. С. Каган, И. С. Морозова // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология, 2018. Т. 24. С. 3–22.

Осипова А. А. Общая психокоррекция. М. : ТЦ Сфера, 2005. 512 с.

Павлова Т. С., Банников Г. С. Современные теории суицидального поведения подростков и молодёжи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование 2013. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Pavlova_Bannikov.phtml (дата обращения: 24.07.2019)

Положий Б. С. Концептуальная модель суицидального поведения // Суицидология. 2015. № 1 (18). С. 3–7

Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) / Г. С. Банников, Т. С. Павлова, К. А. Кошкин, А. В. Летова // Суицидология. 2015. № 4 (21). С. 21–32.

Старчеус М. С. Музыкотерапия // Психологический лексикон / под общ. ред. А. В. Петровского. М. : ПЕР СЭ, 2007. 416 с.

Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М. : Смысл, 2001. 132 с. 

Юрьева Л. Н. Клиническая суицидология. Днепропетровск : Пороги, 2006. 472 с.

Kral M. J., Sakinofsky I. Clinical model for suicide risk assessment // Death Studies. 1994. N 18(4). P. 311–326.

Patry M. W., Magaletta P. R. Measuring suicidality using the Personality Assessment Inventory: A convergent validity study with federal inmates // Psychological Assessment. 2015. N 22(1). P. 36–45. https://doi.org/10.1177/1073191114539381


Полная версия (русская)