«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2019. Том 30

Динамические характеристики системы идентичности студентов-психологов в процессе обучения

Автор(ы)
О. А. Браун, М. Г. Аркузин, Е. В. Аршинова, М. А. Билан
Аннотация

Рассматриваются особенности системы идентичности студентов – будущих психологов. На материалах эмпирического исследования анализируются основные изменения, происходящие в системе идентичности студентов в процессе получения профессионального образования, а также характеристики образовательного процесса, обусловливающие эти изменения. Приводятся результаты сравнительного анализа системы идентичности и ее динамики у студентов специалитета и бакалавриата. Отдельно изучается профессиональная идентичность студентов и ее трансформация в процессе обучения. Выделяются основные направления изменения системы идентичности студентов, к которым относятся: усложнение структуры, дифференциация, изменение иерархии и содержания как системы в целом, так и отдельных ее компонентов.

Об авторах

Браун Ольга Артуровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологических наук, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: oabraun09@rambler.ru 

Аркузин Михаил Геннадьевич, ассистент, кафедра социологических наук, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: arkuzin77@mail.ru 

Аршинова Елена Владимировна, старший преподаватель, кафедра психологических наук, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: arkuzin77@mail.ru 

Билан Марина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологических наук, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: lma_05-80@mail.ru

Ссылка для цитирования

Динамические характеристики системы идентичности студентов-психологов в процессе обучения / О. А. Браун, М. Г. Аркузин, Е. В. Аршинова, М. А. Билан // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 30. С. 15–29. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.15

Ключевые слова
система идентичности, Я-концепция, идентичность, профессиональная идентичность, профессиональное образование
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.15
Литература

Браун О. А., Аркузин М. Г. Структурно-содержательные характеристики региональной идентичности студентов // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа малой родины: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск, 2019. С. 161–168.

Браун О. А., Аркузин М. Г., Аршинова Е. В., Билан М. А. Деформация свойств системы идентичности в процессе профессионального выгорания специалистов деонтологического профиля // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. № 21(3). С. 685 – 694.

Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.

Озерина А. А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011а. № 2. С. 15–22.

Озерина А. А. Специфика профессиональной идентичности студентов-бакалавров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11, Естественные науки. 2011б. № 1. С. 100–104.

Озерина А. А. Исследование содержания профессиональной идентичности студентов бакалавриата // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1 (65). С. 115–119.

Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд: монография / М. С. Яницкий [и др.]. Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017. 202 с.

Родичкина И. И. Особенности профессиональной идентичности студентов-психологов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2008. № 1. C. 120–126.

Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 39 – 51.

Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре : учеб. пособие. СПб. : Речь, 2006. С. 82–103.

Степанова Л. Н. Профессиональная идентичность выпускников-бакалавров // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 22-й Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2017. С. 428 – 431.

Черных С.И. Изменения образовательного пространства в информационную эпоху: социально-философский анализ : автореф. дисс… д-ра филос. наук. Новосибирск, 2012. 28 с.

Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии : монография. М. : Наука, 1977. 144 с.

Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность как психолого-педагогическая проблема вузовской подготовки психологов-практиков // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 4 (13). С. 49–58.

Яницкий М. С., Серый А. В. Браун О. А. Структура «Я-образа» представителей различных ценностных типов // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа малой родины : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск, 2019. С. 246–253.

Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность / под ред. Л. Г. Дикой, Т. Х. Невструевой. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2008. С. 147–159.

Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1 (46). С. 175–186.


Полная версия (русская)