«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2019. Том 29

Учет половозрастных особенностей потенциальных участников буллинга при планировании работы психолога по его профилактике

Автор(ы)
К. С. Шалагинова, Т. И. Куликова, С. А. Залыгаева
Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования половозрастных особенностей потенциальных участников буллинга, и определены основные мишени, требующие учета при планировании работы психолога по профилактике школьной травли. Анализ зарубежных и российских психологических изысканий по проблеме школьного буллинга позволил выдвинуть предположение о том, что риск попадания в буллинг-группы потенциальных участников определяется пересечением типичных для каждого возраста и пола свойств и качеств личности. Для установления тесноты связи между выделенными параметрами проводилась статистическая обработка данных с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена; критерия χ2 Пирсона и коэффициента сопряженности V Крамера. Наиболее ярко половозрастной аспект проявляется в подростковом возрасте.

Об авторах

Шалагинова Ксения Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Россия, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125, e-mail: shalaginvaksenija99@yandex.ru

Куликова Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Россия, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125, e-mail: tativkul@gmail.com

Залыгаева Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Россия, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125, e-mail: cherkasova81@mail.ru

Ссылка для цитирования

Шалагинова К. С., Куликова Т. И., Залыгаева С. А. Учет половозрастных особенностей потенциальных участников буллинга при планировании работы психолога по его профилактике // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 29. С. 91–104. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.29.91

Ключевые слова
половозрастной аспект буллинга, потенциальные участники буллинга, профилактика школьной травли
УДК
159.99
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.29.91
Литература

Алексеева Л. С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. М. : Нац. книж. центр, 2016. 180 с.

Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журн. Высш. шк. экономики, 2013. Т. 10, № 3. С. 149–159.

Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 105. С. 159–165.

Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Ростов н/Д : Феникс, 2013. 157 с.

Екимова В. И., Залалдинова А. М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Соврем. зарубеж. психология. 2015. Т. 4, № 4. С. 5–10.

Кривцова С. В., Шапкина А. Н., Белевич А. А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия // Образоват. политика. 2016. № 3 (73). С. 97–119.

Кутузова Д. А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Психология и школа. 2006. № 4. C. 54–72.

Кутузова Д. А. Травля в школе. Мифы и реальность, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://medportal.ru/budzdorova/child/625/ (дата обращения 19.02.2019).

Ларченко Н. А. Буллинг – причины, формы, профилактика : метод. материал. Волгоград, 2015. 23 с.

Лэйн Д. Школьная травля (буллинг). Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лейна и Э. Миллера. СПб. : Питер, 2001. С. 240–274.

Опросник риска буллинга / А. А. Бочавер [и др.]. // Вопр. психологии. 2015. № 5. С. 146–157.

Петросянц В. А. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде [Электронный ресурс] // Эмиссия : электрон. науч. журн. 2010. URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1479.htm (дата обращения 19.02.2019).

Собкин В. С., Маркина О. С. Влияние опыта переживаний «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» // Вестн. практ. психологии образования. 2009. № 1. С. 48–57. 

Шалагинова К. С., Куликова Т. И., Черкасова С. А. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект. Тула : ГРИФ и К, 2014. 237 с.

Arora С. M. J. Measuring bullying with the life in School checklist // Patoral Care in Education, 1994. N 12. Р. 11–15.

Olweus D. Aggression in the schools. Bullies and whipping boys. Washington : Hemisphere Publishing Corporation, 1978. 218 p.

Оlwеus D. Aggressors and their victims: bullying at school // Disruptive behaviours in schools / ed. H. Gault. New York : Wiley, 1984. P. 57–76. 

The nature of school bullying: a crossnational perspective / D. Olweus, R. Catalano, J. Jungertas, P. Slee, P. K. Smith. London, UK: Routledge, 1999. Р. 141–145.

Roffey S. Addressing bully in schools: organisational factors from policy to practice // Educational and Child Psychology, 2000. N 17 (1). Р. 6–19. 

Schäfer M. Gruppenzwangals Ursachefür Bullying? // Report Psychologie. 1998. N 11/12. Р. 914–927. 


Полная версия (русская)