Список выпусков > Серия «Психология». 2019. Том 29
Параметры саморегуляции во взаимосвязи
с личностными характеристиками
курсантов-первокурсников военного вуза
Рассматривается проблема развития личности курсанта в период адаптации к обучению по военным специальностям в условиях учреждений высшего образования. Целью статьи выступает выявление взаимосвязей параметров саморегуляции с личностными особенностями курсантов в период адаптации к обучению в вузе войск национальной гвардии. Рассмотрена интенсивность и сила саморегуляции личности курсанта, выступающая средством активной самореализации способностей при взаимодействии с внешним миром и самим собой. Отмечена доминирующая направленность планирования курсантами деятельности во взаимосвязи с контролем над собственной жизнью. Определено, что используемые способы действий первокурсников направлены на избегание неудач, а осознание способов действий основано на несформированной компетенции ориентироваться в границах субъективного времени.
Морозова Ирина Станиславовна, доктор психологических наук, профессор, директор, Институт образования, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: ishmorozova@ya.ru
Пронин Евгений Александрович, магистрант, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, старший преподаватель, Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Россия, 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское Плато, 6/2, e-mail: pronineugenij@yandex.ru
Морозова И. С., Пронин Е. А. Параметры саморегуляции во взаимосвязи с личностными характеристиками курсантов-первокурсников военного вуза // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 29. С. 40–53. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.29.40
Диагностика здоровья: психологический практикум / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Речь, 2011. 950 с.
Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психол. журн. 2003. Т. 24, № 5. С. 45–57.
Конопкин О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопр. психологии. 2004. № 2. С. 128–135.
Кравченко А. И. Культурология. М. : Акад. проект, 2001. 496 с.
Крылов А. А., Маничев С. А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб. : Питер, 2000. 562 с.
Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М. : Смысл, 1992. 16 с.
Морозова И. С. Личность и саморегуляция деятельности. Кемерово : Кемеров. гос. ун-т, 2000. 80 с.
Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопр. психологии. 1991. № 1. С. 121–127.
Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) : руководство. М. : Когито-Центр, 2004. 44 с.
Осницкий А. К. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков // Вопр. психологии. 2007. № 3. С. 42–51.
Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в ВУЗЕ / И. С. Морозова [и др.] // Вестн. Новосиб. гос. пед. ун-та. 2018. Т. 8, № 5. С. 57–72.
Отт Т. О., Морозова И. С. Особенности саморегуляции учебной деятельности студентов на начальных этапах обучения // Вестн. КемГУ. 2011. № 1. С. 124–131.
Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М. : ПЕРСЭ, 2005. 352 с.
Сафонова Т. О., Морозова И. С. Уровневые характеристики саморегуляции личности // Вестн. КемГУ. 2010. № 3. С. 100–106.
Цыганов И. Ю., Бондаренко И. Н., Моросанова В. И. Становление осознанной саморегуляции учебной деятельности в различных условиях обучения // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психол. науки. 2018. № 4. С. 10–23. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2018-4-10-23
Muenks K., Miele D. B. Students' Thinking About Effort and Ability: The Role of Developmental, Contextual, and Individual Difference Factors // Review of Educational Research. 2017. Vol. 87(4). P. 707–735.