«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2019. Том 28

Особенности строения смысловой сферы и уровень развития профессиональной обучаемости студентов

Автор(ы)
С. Г. Ловков
Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей ценностно-смысловой сферы и профессиональной обучаемости учащихся высшего учебного заведения. При этом под профессиональной обучаемостью понимается целостный механизм, позволяющий успешно вести учебно-профессиональную деятельность. Изучение ценностно-смысловой сферы проводилось в рамках исследования системы смысловых конструктов. В ходе исследования выявлены такие особенности ценностно-смысловой сферы, как ассоциация себя с профессиональным сообществом и принятие профессиональных ценностей. Показано, что эти особенности строения системы смысловых конструктов связаны с уровнем профессиональной обучаемости. Наличие представления о себе как о члене профессионального сообщества характерно для студентов с высоким уровнем развития профессиональной обучаемости.

Об авторах

Ловков Сергей Григорьевич, аспирант, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: lovscom@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Ловков С. Г. Особенности строения смысловой сферы и уровень развития профессиональной обучаемости студентов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 28. С. 51–57. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.51

Ключевые слова
ценностно-смысловая сфера, смысловые конструкты, профессиональная обучаемость, студенты вузов, учебно-профессиональная деятельность
УДК
37.015.3
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.51
Литература

Аксенова Г. И., Мухаметзянова Ф. Г. Критерии и индикаторы субъектности студента и курсанта высшего учебного заведения // Приклад. юрид. психология. 2015. № 3. С. 102–106.

Архипова И. В. К вопросу о развитии учебно-профессионального сознания будущих педагогов // Самар. науч. вестн. 2014. № 1. С. 17–20.

Гапонова С. А., Ловков С. Г. Исследование изменений смысловой сферы учащихся в процессе профессионального обучения [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электрон. науч. журн. 2018. № 5 (май). ART 2622. URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2622.htm (дата обращения 03.02.2019).

Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культур.-ист. психология. 2010. № 1. C. 27–39.

Климчук В. А. Тренинг внутренней мотивации. СПб. : Речь, 2005. 76 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2003. 487 с.

Молчанова Л. Н. Рефлексивно-тренинговая технология в психологической профилактике состояния психического выгорания студентов-медиков // Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 383. С. 190–195.

Орёл В. Е. Синдром психического выгорания личности. М. : Ин-т психологии РАН, 2005. 450 с.

Папанова О. А. Синдром «эмоционального выгорания» у студентов – будущих социальных работников и способы его профилактики // Высшее образование сегодня 2008. № 9. С. 49–53.

Росина Н. Л. Проблемы становления студента-психолога как субъекта учебно-профессиональной деятельности в вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 4. С. 33–36.

Росина Н. Л. Профессиональная обучаемость студентов как основа их субъектной позиции в обучении // Образование и наука. Изв. Урал. отд. Рос. акад. образования. 2012. № 2. С. 41–49.

Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. М. : Прогресс, 1987. 236 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб. : ПитерПресс, 1997. 608 с.


Полная версия (русская)