«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2019. Том 28

Интеллектуальная недостаточность как причина социальных девиаций подростков

Автор(ы)
Т. Г. Киселева
Аннотация

Рост числа противоправных действий, совершаемых подростками, требует всестороннего анализа проблемы. В статье представлены результаты исследования социальных девиаций. В перечень анализируемых факторов включены интеллектуальное развитие, социальный статус семьи, социометрический статус и др. Факторный анализ результатов показал ведущую роль интеллектуальной недостаточности в процессе возникновения социальных девиаций. На втором этапе проводилось сравнение подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, со сверстниками, демонстрирующими социально одобряемое поведение. Экспериментальную выборку 1 составили подростки с сохранным интеллектом, а выборку 2 – подростки со сниженным интеллектом. По результатам исследования сформулированы выводы и рекомендации по профилактике социальных девиаций у подростков.

Об авторах

Киселева Татьяна Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, декан дефектологического факультета, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1, e-mail: kisseleva2108@mail.ru

Ссылка для цитирования

Киселева Т. Г. Интеллектуальная недостаточность как причина социальных девиаций подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 28. С. 35–42. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.35

Ключевые слова
подростки, социальные девиации, интеллектуальная недостаточность, профилактика девиаций у подростков
УДК
159.973
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.35
Литература

Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики : монография. Новосибирск : НИП-КиПРО, 2004. 412 с.

Беккер Г. Аутсайдеры. Исследования по социологии девиантности // Контексты современности. Казань : АБАК, 1998. С. 61–65.

Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб. : Юрид. центр Пресс, 2007. 525 с. 

Громов И. А. Западная социология. СПб. : Изд-во ДНК, 2003. 532 с.

Залыгина Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей. М. : Пропилеи, 2013. 196 c.

Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М. : Юрайт, 2017. 290 с.

Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция / под ред. У. В. Ульенковой. СПб. : Питер, 2007. 304 с.

Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. М. : Юрайт; 2016. 120 с.

Смолева Е. О. Формирование девиантного поведения несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Гуманит. науч. исслед. 2014. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2014/09/7741 (дата обращения: 28.02.2019).

Соколова Е. В. Трудности обучения и развития детей и подростков. Новосибирск : НГПУ, 2004. 288 с.


Полная версия (русская)