Список выпусков > Серия «Психология». 2016. Том 16
Подготовка учителя к работе с одаренными обучаемыми
Обсуждается проблема психологической готовности педагога к работе с одаренными детьми, анализируются профессионально важные качества педагога, необходимые для его успешной деятельности с таким особым контингентом учащихся, каковыми являются одаренные дети. Приводятся данные сравнительного исследования уровней сформированности профессионально важных качеств учителей. У успешных педагогов наиболее тесные связи выявлены между абнотивностью, рефлексивностью и творческой активностью. У таких педагогов находятся на высоком и среднем уровне развития рефлексивность, интернальность, творческая активность, абнотивность, мотивация аффилиации. Установлено, что обучение учителя развивающим технологиям способствует формированию профессионально важных качеств, влияющих на успешность работы с одаренными учащимися.
1. Кашапов М. М. Разработка методик исследования интеллектуальных компонентов креативности педагога / М. М. Кашапов, О. Н. Ракитская, Е. М. Григорьева // Исследование педагогического мышления / под ред. М. М. Кашапова. – М., 1999. – С. 97–119.
2. Кашапов М. М. Психологические компоненты абнотивности педагога // Образование и психология. Ананьевские чтения – 2001 : тез. науч.-практ. конф. (23–25 окт. 2001 г.). – СПб., 2001. – С. 512–514.
3. Кашапов М. М. Специфика творческого мышления педагога в работе с одаренными обучаемыми // Материалы VI Междунар. конф. / под ред. проф. Л. И. Ларионовой. – Иркутск, 2009. – С. 92–101.
4. Кашапов М. М. Абнотивность как важнейшая интеллектуальная способность педагога // V съезд Общерос. Обществ. орг. «Рос. психол. о-во» : материалы участников съезда. – М., 2012. – Т. 3. – С. 240–241.
5. Кашапов М. М. Профессионально-важные качества педагога в работе с одаренными детьми / М. М. Кашапов, Н. В. Дудырева // Вестн. Ярослав. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманит. науки. – 2012. – № 4 (22). – С. 81–85.
6. Кашапов М. М. Условия формирования психологической готовности педагогов к работе с одаренными детьми / М. М. Кашапов, Н. В. Дудырева // Вестн. Ярослав. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманит. науки. – 2013. – № 2 (24). – С. 73–77.
7. Кашапов М. М. Структура психологической готовности педагога к работе с одаренными детьми / М. М. Кашапов, Н. В. Дудырева // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2013. – Т. 19, № 2. – С. 29–33.
8. Кашапов М. М. Структура психологической готовности педагога к работе с одаренными детьми / М. М. Кашапов, Н. В. Дудырева // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. Педагогика и психология. – 2013. – № 2 (24). – С. 67–76.
9. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. – СПб. : Питер, 2007. – 352 с.
10. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / А. И. Савенков. – М. : Сентябрь, 2001. – 208 с.
11. Рензулли Дж. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей / Дж. Рензулли, С. М. Рис // Современные концепции одаренности и творчества / под ред. Д. Б. Богоявленской. – М. : Междунар. пед. акад., 1997. – С. 214–226.
12. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопр. психологии. – 1986. – № 4. – С. 101–108.
13. Чернецкая Н. И. Творческое мышление: определение и психодиагностика : монография / Н. И. Чернецкая. – М. : Lambert Academic Publishing, 2011. – 111 с.
14. Чернецкая Н. И. Интегральная концепция творческого мышления и его развития у школьников : монография / Н. И. Чернецкая. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. – 321 с.
15. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека / В. Д. Шадриков. – М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2013. – 464 с.
16. Шадриков В. Д. Мысль и познание / В. Д. Шадриков. – М. : Логос, 2014. – 240 с.
17. Шадриков В. Д. Эволюция мысли. Как человек научился мыслить : монография / В. Д. Шадриков. – М. : Университет. кн., 2016. – 219 с.