«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2016. Том 16

Особенности ценностно-смысловых ориентаций личности у представителей профессий системы «человек – человек»

Автор(ы)
Н. И. Чернецкая
Аннотация

Представлено исследование ценностно-смысловых ориентаций личности представителей профессий системы «человек – человек» в сравнении с представителями профессий других типов. Процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций и профессиональная деятельность взаимодетерминированы. С одной стороны, отношение к профессионально-трудовой среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностей и ценностных ориентаций с другой стороны, профессиональная деятельность оказывает влияние на систему ценностных ориентаций личности. Показано, что представители профессий системы «человек – человек» более направлены на самореализацию, в большей степени стремятся к активной деятельной жизни, среди уровней осмысленности жизни выделяют результативность жизни или удовлетворенность самореализацией, а также высокий локус контроля – я. У них также присутствует более высокая удовлетворенность процессом жизни в настоящем, что положительно влияет на их труд. 

Ключевые слова
ценности, ценностно-смысловые ориентации личности, профессионализация
УДК
159.9.072
Литература

1. Бичманова Н. В. К вопросу о профессиональных способностях психолога / Н. В. Бичманова, Н. А. Стафурина // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / отв. ред. А. А. Крылов, Н. В. Кузьмина. – Л., 1985. – Вып. 5. – С. 62–67.

2. Кашапов М. М. Взаимосвязь локуса контроля с компонентами личности спортсмена / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова, В. Б. Токарева // Ярослав. пед. вестн. – 2015. – № 5. – С. 178–183.

3. Кашапов М. М. Взаимосвязь творческих характеристик личности и типов реагирования на конфликт (на примере врачей и учителей) / М. М. Кашапов, Ю. К. Рескайя // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – Т. 25, № 4. – С. 25–32.

4. Кедярова Е. А. Профессиональная деформация женщин в «мужской» профессии [Электронный ресурс] / Е. А. Кедярова, М. Ю. Уварова, Н. И. Чернецкая // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электрон. науч. журн. – 2015. – № 7. – URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2380.htm.

5. Максимова Т. В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 114–117.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. – 308 с.

7. Митина Л. М. Личность и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. – 1997. – № 4. – С. 28–38.

8. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А. В. Серый. – Кемерово : Кузбассиздат, 2004. – 272 с.

9. Хайбрахманова Е. В. Психологический портрет эффективного продавца / Е. В. Хайбрахманова, Н. И. Чернецкая // Проблемы теории и практики современной психологии : материалы XIII ежегод. Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (Иркутск, 24–25 апр. 2014 г.). – Иркутск, 2014. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

10. Чашникова И. В. Исследование связи эмоционального интеллекта и волевой регуляции у студентов психологов / И. В. Чашникова, Е. А. Кедярова // В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе : сб. материалов III всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. Сев.-Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова.– Киров : МЦНИП, 2014. – С. 151–154.

11. Чудновский В. Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентаций учителя // Современные проблемы смысла жизни и акме. – М., 2002. – С. 177–185.

12. Яницкий М. С. Ценностные ориентации как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово : Кузбассиздат, 2000. – 204 с.


Полная версия (русская)