«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2014. Том 8

Формирование трех типов творческого мышления подростков тренинговым методом

Автор(ы)
Н. И. Чернецкая
Аннотация
Концепция творческого мышления как интегрального психологического феномена трактует творческое мышление как результат интеграции видов мышления. Доказанная методом кластерного анализа типология творческого мышления легла в основу авторской развивающей программы, в ходе которой творческое мышление подростков целенаправленно стимулируется за счет развития и взаимной интеграции видов мышления, входящих в него. Настоящая статья посвящена анализу результативности программы психологического стимулирования, модифицированной для разных типов творческого мышления подростков. Программа была апробирована на выборке подростков г. Ангарска, которые вошли в три тренинговые группы – по одной для каждого типа творческого мышления. Было доказано, что авторская программа эффективна для всех трех типов творческого мышления. Подробно проанализированы количественные и качественные сдвиги в творческом мышлении разных типов.
Ключевые слова
творчество, творческое мышление, виды мышления
УДК
159.95-053.5
Литература

1. Давыдов В. В. Уровень планирования как условие рефлексии / В. В. Давыдов, А. З. Зак // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. – Новосибирск, 1987. – С. 46–47.

2. Дрязгунов К. В. Формирование дивергентного мышления старшеклассников на уроках обществознания / К. В. Дрязгунов // Образование и общество. – 2003. – № 1. – С. 40–49.

3. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопр. психологии. – 1993. – № 2. – С. 54–62.

4. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопр. психологии. – 1990. – № 6. – С. 86–92.

5. Клегг Б. Интенсивный курс по развитию творческого мышления / Б. Клегг. – М. : Астрель, 2004. – 392 с.

6. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений / Ю. Козелецкий. – М. : Прогресс, 1979. – 504 с.

7. Кэрролл Л. Логическая игра / Л. Кэрролл. – М. : Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991. – 192 с.

8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. – М. : Просвещение, 1990. – 160 c.

9. О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Дж. О’Коннор. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. – 256 c.

10. Чернецкая Н. И. Развитие творческого мышления школьников. Программа тренинговых занятий: методические указания / Н. И. Чернецкая. – Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 2002. – 40 с.

11. Чернецкая Н. И. Творческое мышление школьников: особенности, диагностика и развитие : монография / Н. И. Чернецкая. – Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 2002. – 146 с.

12. Чернецкая Н. И. Изучение типологической структуры творческого мышления как интегрального образования методом кластерного анализа // Гуманизация образования. – № 6. – 2010. – C. 19–25.

13. Шумакова Н. Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды / Н. Б. Шумакова // Вопр. психологии. – 1986. – № 1. – С. 53–59.


Полная версия (русская)