«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2014. Том 8

Исследование личностной тревожности и мотивации достижения у студентов-первокурсников

Автор(ы)
М. Ю. Уварова, Е. А. Кедярова
Аннотация

Раскрываются основные подходы к изучению тревожности и мотивации достижения. Авторами представлен сравнительный анализ личностной и ситуативной тревожности, мотивации достижения и мотивации избегания неудач, на основании которого сделано предположение о том, что тревожность и мотивация достижения как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны. При этом низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха, а высокий уровень тревожности – с мотивацией избегания неудачи. В работе приводятся доказательства того, что у испытуемых с преобладанием мотивации достижения успеха наблюдается более низкий уровень тревожности в отличие от испытуемых с доминированием мотивации избегания неудачи.

Ключевые слова
тревожность, тревога, личностная тревожность, ситуативная тревожность, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач
УДК
159.942
Литература

1. Астапов В. М. Тревога и тревожность / В. М. Астапов. – СПб. : Питер, 2001. – 256 с.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Воронеж, 2005. – 352 с.

3. Кедярова Е. А. Волевая регуляция как фактор успешности учебной деятельности студентов / Е. А. Кедярова, К. С. Смирнова // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Психоло-гия. – 2012. – № 1. – С. 40–46.

4. Леонтьев Д. А. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться // Моск. психотерапевт. журн. – 2003. – № 2 – С. 107–119.

5. Лисовский В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. – СПб. : Изд-во С.-Петербур. ун-та, 1996. – 361 с.

6. Микляева А. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие / А. В. Микляева, П. В Румянцева. – СПб. : Речь, 2007. – 248 с.

7. Мэй Р. Смысл тревоги / Р. Мэй пер. с англ. М. И. Завалова, А. Ю. Сибуриной. – М. : Класс, 2001. – 384 с.

8. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 192 с.

9. Степанский В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопр. психологии. – 1981. – № 6. – С. 59–74.

10. Уварова М. Ю. Методика преподавания психологии в учреждениях образования / М. Ю. Уварова, Е. А. Кедярова. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. – 185 с.

11. Ханин Ю. Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности // Вопр. психологии. – 1991. – № 5. – С. 51–55.

12. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб. : Питер, 2003. – 436 с.


Полная версия (русская)