«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2016. Том 18

Гендерный контекст исследований профессиональной деятельности современных педагогов

Автор(ы)
И. С. Клёцина
Аннотация
Представлены результаты социально-психологического анализа гендерной проблематики в сфере профессиональной деятельности педагогов. Гендерные проблемы в деятельности школьных учителей анализируются на основе идей и положений гендерного подхода. Раскрыто содержание следующих феноменов, в которых гендерные проблемы находят отражение: вертикальная сегрегация, неравенство в оплате труда, внутриличностные гендерные конфликты профессиональной роли, феномен показательного образца представителей профессии. В качестве одного из значимых факторов, обусловливающих существующие проблемы в деятельности педагогов (как мужчин, так и женщин), рассмотрен феномен «традиционалистские гендерные нормы». Сделан вывод о том, что эти нормы мужского и женского поведения не отражают реалии современной жизни и ограничивают личностную и профессиональную самореализацию женщин и мужчин.
Ключевые слова
гендерные проблемы педагогов, гендерный подход, гендерное неравенство, нормы мужского и женского поведения
УДК
37.08316.66
Литература

1. Алешина Ю. Е. Ролевой конфликт работающей женщины / Ю. Е. Алешина, Е. В. Лекторская // Вопр. психологии. – 1989. – № 5. – С. 80–88.

2. Баскакова М. Е. Мужчины и женщины в системе образования / М. Е. Баскакова // Гендерное неравенство в современной России сквозь призму статистики / отв. ред. и сост. М. Е. Баскакова. – М. : Едиториал УРСС, 2004. – С. 191–228.

3. Бурдяк А. Я. Длительность поиска первой работы выпускниками учебных заведений России в переходный период / А. Я. Бурдяк, О. С. Поливин // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / науч. ред. С. В. Захарова, Т. М. Малевой, О. В. Синявской Независ. ин-т соц. политики. – М., 2009. – С. 265–290.

4. Ефимова Г. З. Учителя-мужчины и учителя-женщины: общее и различное в социологических портретах // Науковедение : интернет-журн. – 2015. – Т. 7, № 5. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/137PVN515.pdf.

5. Зубцова Л. К. Адаптация молодого специалиста к условиям современной школы / Л. К. Зубцова // Сиб. пед. журн. – 2011. – № 3. – С. 105–111.

6. Киммел М. Гендерное общество / М. Киммел. – М. : РОССПЭН, 2006. – 464 с.

7. Клёцина И. С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления // Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход : материалы Всерос. науч.-практ. семинара. – Краснодар, 2007. – С. 30–44.

8. Кон И. С. Мужчины в меняющемся мире / И. С. Кон. – М. : Время, 2009. – 496 c.

9. Кон И. С. Маскулинность как история // Гендерный калейдоскоп : курс лекций / под ред. М. М. Малышевой. – М., 2002. – C. 209–229.

10. Коржова Е. Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности: монография / Е. Ю. Коржова. – СПб. : Балт. пед. акад. Ин-т психологии человека, 1996. – 59 с.

11. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1967. – 183 с.

12. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М. : Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 1998. – 200 с.

13. Педагогическая психология : учеб. пособие / под ред. Л. А. Регуш, А. В. Ор-ловой. – СПб. : Питер, 2010. – 416 с.

14. Серова А. Е. Феминизация образования в контексте проблемы гендерного неравенства / А. Е. Серова // Власть. – 2011. – № 12. – С. 95–98.

15. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой // Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные проекты». – М. : Информация – XXI век, 2002. – 256 с.

16. Соколова И. И. Социально-профессиональный портрет учителя / И. И. Соколова // Universum : Вестн. Герцен. ун-та. – 2010. – № 2. – С. 3–15.

17. Сотникова М. С. Анализ основных затруднений в работе молодых учителей в условиях внедрения новых ФГОС / М. С. Сотникова // Инициативы XXI века. – 2014. – № 4. – С. 85–86.

18. Труд и занятость в России, 2009 : стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. – М. : Статистика России, 2009. – 623 с.

19. Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена / Г. В. Турецкая // Психол. журн. – 1998. – Т. 19, № 1. – С. 37–46.

20. Шмелева С. А. Трудности будущего педагога на современном этапе // Актуальные проблемы современной науки в XXI в. : сб. материалов 3-й Междунар. науч.-практ. конф. – 2013. – С. 155–160.


Полная версия (русская)