«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2018. Том 23

Становление профессиональной идентичности у студентов-бакалавров гуманитарных направлений

Автор(ы)
М. Ю. Кузьмин, Е. И. Миронова, О. А. Осипенок
Аннотация
Рассматривается проблема становления профессиональной идентичности у студентов различных гуманитарных направлений обучения: «Психология», «История», «Социология», «Социальная работа» и «Лингвистика». Авторами освещена периодизация становления профессиональной идентичности и зависимость последней от этапа обучения. Исследование проведено при помощи методики М. Куна и Т. Макпартленда «Двадцать утверждений» и теста «Оценка кризиса идентичности». В выборку вошли 324 испытуемых. По результатам исследования выявлено, что существует кризис профессиональной идентичности, приходящийся у одних студентов на 2-й курс, а у других – на 3-й. Также показано, что только у студентов-психологов кризис профессиональной идентичности снижается к окончанию обучения. Авторы предполагают, что динамика становления профессиональной идентичности отражается в качественной смене характеристик, используемых для самокатегоризации их число само по себе не передает снижения выраженности кризиса идентичности. Полученные результаты сопоставляются с данными других исследователей.
Ключевые слова
профессиональная идентичность, студенты, методика «Двадцать утверждений», кризис идентичности
УДК
159.943-057.87
Литература

1. Дмитриева Н. В. Диагностика кризиса идентичности / Н. В. Дмитриева. – Новокузнецк : РИО КузГПА, 2012 г. – 134 с.

2. Коданева М. С. Становление профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы : автореф. дис. ... канд. психол. наук / М. С. Коданева. – М., 2008. – 25 с.

3. Кузьмин М. Ю. Кризис идентичности у студентов и его связь с жизнестойкостью : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. Ю. Кузьмин. – СПб, 2012. – 32 с.

4. Кузьмин М. Ю. Сравнительное изучение кризиса идентичности у испытуемых подросткового и юношеского возраста / М. Ю. Кузьмин // В мире научных открытий. – 2015. – № 67. – С. 1854–1869

5. Кузьмин М. Ю. Эмпирическое изучение критериев кризиса идентичности студентов старших и младших курсов / М. Ю. Кузьмин, И. А Конопак // Изв. ИГУ. Сер. Психология. – 2014. – Т. 8. – С. 45–55.

6. Кузьмин М. Ю. Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // М. Ю. Кузьмин / Рос. психол. журн. – 2017. – Т. 14, № 2. – С. 67–89.

7. Кулезнева И. Н. Развитие профессиональной идентичности студентов в условиях среднего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. Н. Кулезнева. – Ярославль, 2008. – 22 с.

8. Мищенко Т. В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. В. Мищенко. – Ярославль, 2005. – 23 с.

9. Смирнова П. В. Психологические характеристики становления профессиональной идентичности: на примере профессии «психолог» : автореф. дис. ... канд. психол. наук / П. В. Смирнова. – М., 2006. – 21 с

10. Трандина Е. Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. Е. Трандина. – Ярославль, 2006. – 23 с.

11. Черевикова И. А. Функциональное состояние студентов бакалавриата / И. А. Черевикова, И. В. Ярославцева // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Психология. – 2017. – Т. 21. – С. 99–104.

12. Adoptive Identity: How Contexts Within and Beyond the Family Shape Developmental Pathways / H. Grotevant, N. Dunbar, K. Julie, L. Esau // Academic journal article from Family Relations. – 2000. – Vol. 49, N 4. – Р. 379.

13. Fors J.-O. Development of professional commitment among students in social work education / Jim-Olav Fors // Social Work Education. – 2017. – Vol. 36, Is. 5. – P. 529–541.

14. Kuhn M. H. The Empirical Investigation of Self-attitude / M. H Kuhn., T. S. McPartland // American Sociological Review. – 1954. – Vol. 19, N 1. – P. 68–76.

15. The Social and Personal Identities Scale: A Measure of the Differential Importance Ascribed to Social and Personal Self-Categorizations / M. R. Nario-Redmonda, M. Biernatb, S. Eidelmanb, D. J. Palenskebpages // Self and Identity. – 2004. – Vol. 3, Is. 4. – P. 143–175.

16. Tomer G. Professional identity construction among software engineering students / G. Tomer, S. K. Mishra // Information Technology & People.;– 2016. – Vol. 29, Is. 1. – P. 146–172.

17. Worrell Frank C. Social identities in School Psychology Research and Practice: a Call To Action / Frank C. Worrell // XII CONPE – Congresso national de psicologia escolar e educacional 37-th ISPA Conference Escolas para Todos: politicas Publicas e Praticas dos Psicologos. – Sao Paulo, 2015. – P. 119.


Полная версия (русская)