«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2012. Том 1

Состояние проблемы влияния на психику человека экологически неблагополучной среды и новые методологические позиции ее разработки в экологической психологии

Автор(ы)
Н. М. Сараева
Аннотация

Дан теоретический анализ состояния проблемы влияния на психику человека (в границах нормы) экологически неблагоприятной среды. Выделены направления изучения проблемы в психологии и основные подходы к ее разработке, названы ограничения существующих подходов. Обоснована необходимость изучения проблемы на основе принципа системности в рамках экопсихологического подхода к развитию психики.

Ключевые слова
экологическое неблагополучие влияние на психику направления анализа в психологии подходы к изучению принцип системности
УДК
152.22
Литература

1. Гичев Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России). Новосибирск: СО РАМН, 2002. 230 с.

2. Грищенко П.А. Интеллектуальный потенциал подростков, проживающих в различных экологических условиях: дис. … канд. психол. наук. М.: РГБ, 2005. 165 с.

3. Екимова В.И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия: дис. … докт. психол. наук. М.: РГБ, 2003. 281 с.

4. Зимина И.А. Состояние психического здоровья подростков в зоне экологического неблагополучия Забайкалья: автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2004. 24 с.

5. Ибрагимова Г.Р. Психофизиологический мониторинг чувствительности подростков к химическим загрязнителям атмосферы: дис. … канд. биол. наук. М.: РГБ, 2005. 151 с.

6. Исаева Р.Б. Особенности сочетанной хронической патологии у детей в экологически неблагополучных регионах Приаралья: автореф. … докт. дис. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2007. 48 с.

7. Исследование функционального состояния головного мозга после общего облучения малыми дозами / Т.Д. Кузнецов, Н.Б. Холодова, А.Т. Сельский, В.Ч. Полечник // Экология человека. 1999. № 2. С. 84—88.

8. Мозговая А.В. Риск и качество жизни // Риск в социальном пространстве. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2001. С. 221—233.

9. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.

10. Суханов А.А. Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей: дис. … канд. психол. наук. М.: ПИ РАО, 2005. 150 с.

11. Терещенко Э.В. Психологическая оценка влияния эколого-химических факторов на личностно-характерологические особенности подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2002. 21 с.

12. Хащенко Н.Н. Социально-психологические факторы жизнедеятельности личности на экологически неблагоприятных территориях (Чернобыльский след): автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 2002. 21 с.

13. Чернобыль: радиационная психофизиология и экология человека / И.Б. Ушаков, Н.И. Арлащенко, А.Я. Должанов, В.И. Попов. М.: ГНИИ авиационной и космической медицины, 1997. 247 с.

14. Чернобыльский след. Психологические последствия Чернобыльской катастрофы. М.: МГП «ВОТУМ — Ψ», 1992. 253 с.


Полная версия (русская)