«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2016. Том 17

Особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей с разным стилем воспитания

Автор(ы)
Н. И. Чернецкая
Аннотация
Представлены результаты сравнительного исследования ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей, реализующих разные стили семейного воспитания (авторитарный, авторитетный, либеральный и индифферентный). В контексте проблемы недостаточности в современной психологии сопоставления эмпирических характеристик ценностно-смысловой сферы личности подростков с психологическими показателями семьи получение таких данных представляется актуальным для оптимизации и индивидуализации психологического сопровождения подростка. В результате диагностики структуры ценностных ориентаций и смысложизненных ориентаций удалось обнаружить статистически значимые различия в отдельных особенностях ценностно-смысловой сферы личности подростков из разных по стилю воспитания семей. Показано, что стиль семейного воспитания может напрямую транслироваться во внутренние, личностные ценности подростка.
Ключевые слова
ценности личности, ценностно-смысловая сфера личности, смысложизненные ориентации подростков, стиль семейного воспитания
УДК
159.9.072
Литература

1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В. Г. Алексеева // Психол. журн. – 1984. – Т. 5, № 5. – С. 63–70.

2. Антоненко С. Г. Поколение, застигнутое сумерками / С. Антоненко // Новый мир. – 1999. – № 4. – С. 176–185.

3. Артюхова И. С. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем / И. Артюхова // Директор школы. – 2001. – № 10. – С. 84–87.

4. Артюхова Ю. В. Ценности и воспитание / Ю. В. Артюхова // Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 117–121.

5. Асеев В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев. – Иркутск : ИГПИ, 1989. – 195 с.

6. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. – М. : Мысль, 1988. – 301 с.

7. Гаврилюк В. В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социол. ис-след. – 2002. – № 1. – С. 96–105.

8. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. – СПб. : Речь, 2004. – 70 с.

9. Кедярова Е. А. Исследование соотношения Я-реального и Я-идеального в подростковом возрасте / Е. А. Кедярова, М. Е. Шестакова // Проблемы теории и практики современной психологии : сб. материалов XIV Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. – 2015. – С. 57–60.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

11. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. – M. : Смысл, 1992. – 17 с.

12. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 108–118.

13. Рыбалко Е. А. Становление личности / Е. А. Рыбалко // Соц. психология личности. – Л., 1974. – С. 20–31.

14. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В. Ф. Сержантов. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1990. – 360 с.

15. Степанов С. С. Нормальные проблемы нормального ребенка / С. С. Степанов. – М. : Генезис, 2002. –143 с.

16. Тугаринов В. П. Теория ценностей / В. П. Тугаринов. – Л. : ЛГУ, 1968. – 124 с.

17. Чернецкая Н. И. Особенности ценностно-смысловой сферы личности у представителей профессий системы «человек – человек» / Н. И. Чернецкая // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Психология. – 2016. – Т. 16. – С. 57–66.

18. Ярославцева И. В. Специфика развития депривированного подростка / И. В. Ярославцева // Сиб. психол. журн. – 2005. – № 21. – С. 138–141.


Полная версия (русская)