«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2016. Том 17

Совместное чтение в представлениях матерей младших дошкольников

Автор(ы)
Ю. Л. Проект
Аннотация

Исследование посвящено раскрытию особенностей представлений матерей младших дошкольников о совместном чтении и их связи с родительскими установками. Выявлено, что такие представления носят противоречивый характер, при выраженной значимости самого чтения мамы обладают недостаточными знаниями о том, как организовать этот процесс, чтобы ребенок предпочел это занятие другим. Матери дошкольников видят основные функции совместного чтения с ребенком в стимуляции развития его когнитивной сферы, недооценивая значение чтения в становлении социально-психологических качеств ребенка. Определена специфика представлений о чтении у матерей детей разного пола, проявляющаяся в большей значимости включения отца в чтение сыновьям. Показано, что адекватные стратегии совместного чтения используются матерями, характеризующими свои семейные и детско-родительские отношения как гармоничные.

Ключевые слова
совместное чтение, детско-родительские отношения, дошкольное детство, представления, родительские установки
УДК
159.922.7
Литература

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе / В. В. Абраменкова // Мир психологии. – 1996. – № 3. – С. 129–156.

2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М. : Апрель Пресс : Эксмо-Пресс, 1999. – 241 с.

3. Богдановская И. М. Роль информационно-коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков / И. М. Богдановская, Ю. Л. Проект, А. Б. Богдановская // Психол. наука и образование. – 2013. – № 6. – С. 49–57.

4. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. – М. : Эксмо, 2007. – С. 298–305.

5. Вересов Н. Н. Ведущая деятельность в психологии развития: понятие и принцип / Н. Н. Вересов // Культур.-ист. психология. – 2005. – № 2. – С. 76–87.

6. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды / Л. С. Выготский. – М. Воронеж : Ин-т практ. психологии МОДЭК, 1996. – 512 с.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – 367 с.

8. Зарецкий В. К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» / В. К. Зарецкий // Вопр. психологии. – 2008. – № 6. – С. 13–25.

9. Кабачек О. Л. Почему дети в России сейчас мало читают? / О. Л. Кабачек // Детская библиотека и читатель: проблемы, решения, опыт работы. – 2012. – Вып. 2. – С. 83–97.

10. Какие книги нужны нашим детям? [Электронный ресурс] / ВЦИОМ // Пресс-релиз № 2679. – URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114988.

11. Книги;и их читатели: как им встретиться? [Электронный ресурс] / ВЦИОМ, май 2014 г. // Пресс-релиз № 2671. – URL: http://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/social-problems/education-skills/article/knigi-i-ikh-chitateli-kak-im-vstretitsja.html.

12. Лубовский Д. В. Понятие ведущей деятельности в работах Л. С. Выготского и его последователей / Д. В. Лубовский // Культур.-ист. психология. – 2009. – № 4. – С. 2–9.

13. Марцинковская Т. Д. Психическое развитие современного дошкольника – константы и трансформации / Т. Д. Марциновская // Мир психологии. – 2015. – № 1. – С. 42–53.

14. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология : учебник / Л. Ф. Обухова – М. : Рос. пед. агентство, 1996. – 374 с.

15. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. – 319 с.

16. Становление знаково-смысловой регуляции поведения как фактор социализации ребенка в современном обществе / А. Н. Алехин [и др.] // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Психология. – 2013. – Т. 6, № 4. – С. 38–45.

17. Цымбаленко С. Б. Слово и речь в информационном пространстве подрастающего поколения / С. Б. Цымбаленко // Мир психологии. – 2014. – № 2. – С. 243–254.

18. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2008. – 672 с.

19. Appleyard J. A. Becoming a Reader: The Experience of Fiction from Childhood to Adulthood / J. A. Appleyard. – Cambridge : Cambridge UP, 1990. – 228 p.

20. Baker L. Mothers’ interactions with their first grade children during storybook reading and relations with reading activity and achievement / L. Baker, K. Mackler, S. Son-nenschein, R. Serpell // Journal of School Psychology. – 2001. – N 39. – P. 415–438.

21. Baker L. Beginning readers’ motivation for reading in relation to parental beliefs and home reading experiences / L. Baker, D. Scher // Reading Psychology. – 2002. – N 23. – P. 239–269.

22. Bissex G. Gyns at wrk: A child learns to write and and read / G. Bissex. – Cambridge : Harvard University Press. – 1980. – 240 p.

23. Bruner J. S. Actual Minds, Possible Worlds / J. S. Bruner. – Cambridge : MA. – 1986. – 222 p.

24. Bugental D. B. Socialization processes / D. B. Bugental, J. E. Grusec // Handbook of child psychology. Vol. 2. Cognition, perception, and language. – N. J. : Wiley, 2006. – P. 366–428.

25. Bugental D. B. Parent–child interaction as a power contest / D. B. Bugental, K. Happaney // Journal of Applied Developmental Psychology. – 2000. – N 21. – Р. 267–282.

26. Bugental D. B. Parental attributions / D. B. Bugental, K. Happaney // Handbook of parenting. Vol. 3. Being and becoming a parent / M. H. Bornstein (ed.). – N. J. : Erlbaum, 2002. – P. 509–535.

27. A cognitive approach to child abuse prevention / D. B. Bugental [et al.] // Journal of Family Psychology. – 2002. – N 16. – Р. 243–258.

28. Cazden C. B. Adult assistance to language development: Scaffolds, models, and direct instruction / C. B. Cazden. – Newark, D. E. : International Reading Association, 1983. – P. 3–18.

29. Corsaro W. A. Friendship and peer culture in the early years / W. A. Corsaro. – Norwood, N. J. : Ablex, 1985. – 336 р.

30. DeLoache J. S. What's this? Maternal questions in joint picture book reading with toddlers / J. S. DeLoache // The Quarterly Newsletter of the Laboratory of Comparative Human Cognition. – 1984. – N 6. – Р. 87–96.

31. DeBaryshe B. D. Maternal belief systems: Linchpin in the home reading process / B. D. DeBaryshe // Journal of Applied Developmental Psychology. – 1995. – N 16. – Р. 1–20.

32. Dickinson D. K. Putting parents in the picture: Maternal reports of preschoolers’ literacy as a predictor of early reading / D. K. Dickinson, J. De Temple // Early Childhood Research Quarterly. – 1998. – N 13. – Р. 241–261.

33. Goodman Y. Kidwatching: Observing children in the classroom / Y. Goodman // Observhzg the language learner Urbana. – IL : NCTE, 1985. – P. 9–18.

34. Grusec J. E. Parenting cognitions and relationship schemas / J. E. Grusec, P. Hastings, N. Mammone // Beliefs about parenting: Origins and developmental implications – San Francisco, CA : Jossey-Bass. – 1994. – P. 5–19.

35. Harste J. C. Language stories and literacy lessons / J. C. Harste, V. A. Woodward, C. L. Burke. – Portsmouth, NH : Heinemann, 1984. – 252 р.

36. Lansford J. E. Parenting Attributions and Attitudes in Diverse Cultural Contexts: Introduction to the Special Issue / J. E. Lansford, M. H. Bornstein // Parenting-science and Practice, 2011. – Vol. 11. – Р. 87–101.

37. Ninio A. The achievement and antecedents of labelling / A. Ninio, J. Bruner // Journal of Child Language, 1978. – N 5. – Р. 1–15.

38. Pellegrini A. D. Parents' book-reading habits with their children / A. D. Pellegrini, G. H. Brody, I. E. Sigel // Journal of Educational Psychology. – 1985. – N 77. – P. 332–340.

39. Snow C. E. Literacy and Language: Relationships during the preschool years / C. E. Snow // Harvard Educational Review. – 1983. – N 53. – P. 165–189.

40. Woodward V. A. Reading between the signs: the social semiotics of collaborative storyreading / V. A. Woodward, W. G. Serebrin // Linguistic and education. – 1989. – N 1. – P. 393–414.


Полная версия (русская)