«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2016. Том 17

Исследование функционального состояния студентов разных курсов в течение учебного дня

Автор(ы)
И. Н. Гутник, И. В. Ярославцева, И. А. Конопак, Н. Е. Исакова
Аннотация
Представлены результаты психофизиологического исследования уровня напряженности регуляторных систем и состояния работоспособности центральной нервной системы, данные субъективной оценки своего состояния до и после учебной нагрузки, полученные в группе студентов 1-го–4-го курсов биолого-почвенного факультета ИГУ. Показано, что снижение работоспособности центральной нервной системы после учебных нагрузок происходит у большинства студентов 1-го–3-го курсов, а напряжение регуляторных механизмов более выражено у студентов 1-го и 4-го курсов. Результаты исследования свидетельствуют, что наибольшему воздействию разных факторов подвержены студенты 1-го курса. Для предотвращения психосоматических нарушений в этой группе студентов целесообразно проведение адаптационных мероприятий.
Ключевые слова
функциональное состояние, регуляторные системы, нервная система, психофизиологические характеристики, вариационная кардиоинтервалометрия, зрительно-моторная реакция
УДК
159.91
Литература

1. Батаршев А. В. Психодиагностика в управлении : практ. руководство / А. В. Батаршев. – М. : Дело, 2005. – 496 с.

2. Беликова Е. А. Зависимость влияния учебных нагрузок на здоровье студентов от уровня физического развития / Е. А. Беликова // Здоровье и образование. – М., 2002. – С. 102.

3. Богданов Е. Н. Специфика социально-психологической адаптации студентов / Е. Н. Богданов // Прикладная юридическая психология.– 2009. – № 3. – С. 29–36.

4. Гаттаров Р. У. Модельные характеристики сезонных изменений функционального состояния студентов / Р. У. Гаттаров, А. П. Исаев // Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень, 2007. – С. 38–141.

5. Гостева Л. З. Проблема адаптации студентов первого курса в высшем учебном заведении / Л. З. Гостева, Д. А. Еленская // Высш. образование в России. – 2013. – № 8. – С. 22–25.

6. Ермакова Д. А. Психофизиологическое состояние как показатель уровня адаптации студентов / Д. А. Ермакова // Студенческий научный форум : Междунар. студ. науч. конф. – 2012. – С. 274–278.

7. Зимина С. В. Аффективные расстройства и периодические процессы в организме человека / С. В. Зимина // Журн. неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. – 2009. – Т. 109.– № 10. – С. 67–72.

8. Использование экспресс-диагностики для оценки функционального состояния ЦНС студентов в разных условиях организации учебного процесса в вузе / И. В. Ярославцева [и др.] // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения : материалы конф. Иркутск, ИРГУПС, 26–28 апр. 2016 г. – Иркутск, 2016. – С. 988–993.

9. Линник М. А. Сравнительный анализ изменения показателей сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности и сенсомоторной реакции у юношей с разным уровнем двигательной активности : дис. … канд. биол. наук / М. А. Линник. – Тюмень, 2005. – 146 с.

10. Ляхова О. Л. Физиологическая адаптация студентов к учебной деятельности / О. Л. Ляхова, Н. Н. Овсянникова, В. С. Никульников // Адаптация учащейся молодежи в условиях современного развития общества : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Орел, 2007. – С. 121–122.

11. Максимов А. Л. Сравнительная информативность оценки типов вегетативной регуляции по индексу Кердо и вариабельности кардиоритма у юношей Магаданской области / А. Л. Максимов, И. В. Аверьянов // Валелогия. – 2014. – № 3. – С. 5–10.

12. Мальцев В. П. Психофизиологический статус студентов как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности / В. П. Мальцев, Д. З. Шибкова, П. А. Байгужин // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. – 2011. – № 2(13). – С. 163–170.

13. Низамутдинова Р. С. Мониторинг показателей здоровья студентов и формирование здоровьесберегающей среды обучения / Р. С. Низамутдинова // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI в. : материалы Междунар. конгр. – М., 2004. – Ч. 2. – С. 335–337.

14. Панкова Н. Б. Функциональные пробы для оценки состояния здоровых людей по вариабельности сердечного ритма / Н. Б. Панкова // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. – 2013. – Т. 99, № 6. – С. 682–696.

15. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2010. – 480 с.

16. Психофизиологические и психологические характеристики функционального состояния студентов в разных условиях организации учебного процесса в вузе / И. В. Ярославцева [и др.] // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Психология. – 2013. – № 2. – С. 83–98.

17. Скворцова С. О. Проблемы физического воспитания и здоровья студентов экономического вуза / С. О. Скворцова // Физическая культура и спорт в XXI в. : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. – Волжский, 2008. – С. 270–271.

18. Тищенко П. Д. Психика и соматические процессы / П. Д. Тищенко // Общественные науки и здравоохранение. – М. : Наука, 2007. – 347 с.

19. Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 – «Психофизиолог» : метод. справ. / Науч.-произв.-конструктор. фирма «Медиком Мтд». – Таганрог, 2004.

20. Функциональное состояние учащихся 11–12 лет в условиях интенсивных учебных нагрузок по данным анализа вариабельности сердечного ритма / Л. Я. Доцоев [и др.] // Физиология человека. – 2003. – Т. 29, № 4. – С. 62–65.

21. Яунакайс Н. А. Изучение зависимости психофизиологического статуса от хронотипа человека / Н. А. Яунакайс, А. Ю. Золотухина // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. – 2010. – Т. 15., № 1. – С. 100–104.

22. Taylor P. G. Exploring student adaptation to new learning environments: some un-expected outcomes / P. G. Taylor, H. К. Pillay, J. A. Clarke // International Journal of Learning Technology. – 2004. – N 1(1). – P. 100–110.


Полная версия (русская)