«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2015. Том 14

Социально-психологические особенности российских предпринимателей – мужчин и женщин

Автор(ы)
В. П. Позняков
Аннотация

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей социально-психологических характеристик российских предпринимателей – мужчин и женщин. Результаты свидетельствуют как о сходстве социально-психологических характеристик представителей исследуемой социальной группы – российских предпринимателей, так и о наличии некоторых различий, обусловленных их принадлежностью к группе мужчин или женщин. Отличительными особенностями группы предпринимателей в целом являются преобладание активных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, большая выраженность стилей межличностного взаимодействия, связанных с доминированием, независимостью и агрессивностью, и личностных особенностей, характеризуемых как типично мужские (маскулинные). При этом по своим социально-психологическим характеристикам предприниматели-женщины во многом приближаются к характеристикам предпринимателей-мужчин и существенно отличаются от стереотипов типично женской (фемининной) психологии. Для предпринимателей-мужчин характерно более позитивное отношение к риску и конкуренции, более высокие оценки собственных возможностей и собственной конкурентоспособности в экономической деятельности. У предпринимателей-женщин более, чем у мужчин, выражены социально ориентированные стили межличностного взаимодействия и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Ключевые слова
предприниматели, социальная психология, экономическая психология, гендер, психологическое отношение, риск, конкуренция, стиль межличностного взаимодействия
УДК
159.9
Литература

1. Автономова С. А. Современное предпринимательство в России: гендерный аспект : дис. … канд. социол. наук / С. А. Автономова. – Новочеркасск, 1999. – 126 с.

2. Алешина Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопр. психологии. 1991. – № 4. – С. 74–82.

3. Ануфриева Е. В. Феминность как форма гендерного самосознания : дис. … канд. филос. наук / Е. В. Ануфриева. – Волгоград, 2001. – 143 с.

4. Бабаева Л. В. Женщины в бизнесе / Л. В. Бабаева, А. Е. Чирикова // Социол. исслед. – 1996. – № 3. – С. 76–77.

5. Барсукова С. Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы / С. Ю. Барсукова // Социол. исслед. – 1999. – № 9. – С. 75–84.

6. Вавакина Т. С. Образ делового партнера в представлениях российских предпринимателей / Т. С. Вавакина, В. П. Позняков // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 2. – С. 217–224.

7. Вавакина Т. С. Трансформация форм взаимодействия экономических субъектов: ресурсно-ценностный подход / Т. С. Вавакина, В. П. Позняков // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Т. 2 / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Серги-енко. – М. : Ин-т психологии РАН, 2013. – С. 228–231.

8. Вейнингер О. Пол и характер / О. Вейнингер. – М. : Терра, 1992. – 480 с.

9. Гаджиева Р. Г. Динамика гендерных стереотипов и их влияние на профессиональную самореализацию личности : дис. … канд. психол. наук / Р. Г. Гаджиева. – М., 2000. – 184 с.

10. Гендер // Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. – Лондон : Панпринт, 1998. – С. 177–180.

11. Геодакян В. А. Половой диморфизм и «отцовский эффект» / В. А. Геодакян // Общая биология. – 1971. – Т. 27. – С. 115–118.

12. Журавлев А. Л. Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков // Психол. журн. – 1993. – Т. 14, № 6. – С. 23–34.

13. Журавлев А. Л. Российские предприниматели в современной социальной структуре / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков // Социол. исслед. – 1994. – № 5. – С. 61–69.

14. Журавлев А. Л. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков. – М. : Ин-т психологии РАН, 1995. – 58 с.

15. Журавлев А. Л. Социально-психологические факторы деловой активности и успешность деятельности предпринимателей / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков, Е. Д. Дорофеев // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. – М. : Ин-т психологии РАН, 1999. – С. 44–67.

16. Журавлев А. Л. Программа социально-психологического исследования российских предпринимателей / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Юбилейная научная конференция, посвященная 30-летию Института психологии РАН и 70-летию со дня рождения Б. Ф. Ломова / отв. ред. А. Л. Журавлев. – М. : Ин-т психологии РАН, 2002. – Ч. 5. – С. 90–110.

17. Журавлев А. Л. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков. – М. : Ин-т психологии РАН, 2012. – 480 с.

18. Журавлев А. Л. Психологические отношения российских предпринимателей к конкуренции и партнерству: гендерный аспект / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков, О. И. Титова // Наука – Культура – Общество. – 2008. – № 4. – С. 102–115.

19. Журавлев А. Л. Доверие предпринимателей к разным видам организаций: региональные особенности / А. Л. Журавлев, В. А. Сумарокова // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. – М. : Ин-т психологии РАН, 1998. – С. 258–272.

20. Здравомыслова О. М. Нетрадиционная роль женщины в обществе: женская карьера / О. М. Здравомыслова // Семья и школа. – 1997. – № 10. – С. 20.

21. Знаков В. В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы / В. В. Занков // Психол. журн. – 2004. – Т. 25, № 1. – С. 41–51.

22. Исследование гендерных особенностей предпринимательской деятельности населения Чувашской республики / под общ. ред. В. П. Фоминых. – Чебоксары : Изд-во Чувашск. ун-та, 2001. – 127 с.

23. Каган В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков / В. Е. Каган // Вопр. психологии. – 1989. – № 3. – С. 53–62.

24. Клецина И. С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии / И. С. Клецина // Вопр. психологии. – 2003. – № 1. – С. 61–78.

25. Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире / И. С. Кон // Введение в гендерные исследования : учеб. пособие. Ч. 1 / под ред. И. А. Жеребкиной. – Харьков СПб. : Алетейя, 2001. – С. 562–605.

26. Корель Л. В. Женщина и рынок: социальные угрозы и факторы риска: социологическое исследование / Л. В. Корель // Общество и экономика. – 1995. – № 5. – С. 87–101.

27. Коростылева Н. Н. Гендерный конфликт как разновидность социального конфликта : дис. … канд. филос. наук / Н. Н. Коростылева. – Воронеж, 1998. – 185 с.

28. Купрейченко А. Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров) : дис. … канд. психол. наук / А. Б. Купрейченко. – М., 2001. – 185 с.

29. Лопухова О. Г. Психологический пол личности в современных социальных условиях : дис. … канд. психол. наук / О. Г. Лопухова. – Казань, 2000. – 162 с.

30. Мещеркина Е. Ю. Биографии «новых русских»: гендерная легитимизация предпринимательства в постсоветском пространстве / Е. Ю. Мещеркина // Гендер. исслед. – 1999. – № 2. – С. 123–144.

31. Никулина Т. А. Половозрастные различия в стремлении личности к утверждению и защите «Я» / Т. А. Никулина, И. Е. Харламенкова // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М. : ИП РАН, 1997. – С. 224–240.

32. Позняков В. П. Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления / В. П. Позняков // Человек и труд. – 1992. – № 4/5. – C. 14–17.

33. Позняков В. П. Региональные особенности психологических отношений российских предпринимателей к своей деятельности / В. П. Позняков // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. – М. : Ин-т психологии РАН, 1999. – С. 68–89.

34. Позняков В. П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности / В. П. Позняков. – М. : Ин-т психологии РАН, 2000. – 220 с.

35. Позняков В. П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей / В. П. Позняков. – М. : Ин-т психологии РАН, 2001. – 240 с.

36. Позняков В. П. Социальная психология предпринимательства: состояние исследований и современные тенденции развития / В. П. Позняков // Социальная психология : учеб. пособие / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. – М. : Форум, ИНФРА-М, 2006. – С. 392–410.

37. Позняков В. П. Предпринимательство как ценность и ценности российских предпринимателей / В. П. Позняков // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / отв. ред. В. С. Степин. – М. : Наука, 2007. – С. 513–528.

38. Позняков В. П. Региональные и гендерные особенности доверия российских предпринимателей к различным видам организаций / В. П. Позняков // Экономическая психология в России и Беларуси / под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Поликарпова. – Минск : Экономпресс, 2007. – С. 274–298.

39. Позняков В. П. Российские предприниматели в изменяющемся обществе: региональные и гендерные особенности / Вестн. РГНФ. – 2008. – № 4. – С. 208–213.

40. Позняков В. П. Программы и методики социально-психологического исследования российских предпринимателей / В. П. Позняков. – М. : Изд-во МосГУ, 2010. – 188 с.

41. Позняков В. П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности / В. П. Позняков // Психол. журн. – 2012. – Т. 33, № 5. – С. 5–15.

42. Позняков В. П. Динамика доверия российских предпринимателей к различным организациям / В. П. Позняков // Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / отв. ред. А. Б. Купрейченко, И. В. Мерсиянова. – М. : Изд. дом НИУ ВШЭ, 2013. – С. 305–332.

43. Позняков В. П. Взаимосвязь психологических отношений предпринимателей к деловому партнерству и их ценностных ориентаций / В. П. Позняков, Т. С. Вавакина // Социальная психология труда: Теория и практика / отв. ред. А. Л. Журавлев, Л. Г. Дикая. – М. : Ин-т психологии РАН, 2010. – С. 397 – 420 с.

44. Позняков В. П. Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству / В. П. Позняков, Т. С. Вавакина // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 2. – С. 100–2103.

45. Позняков В. П. Деловое партнерство как вид социального взаимодействия: ресурсно-ценностный подход / В. П. Позняков, Т. С. Вавакина // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2014. – № 2 (69). – С. 3–11.

46. Позняков В. П. Взаимосвязь ценностных ориентаций и характеристик ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия / В. П. Позняков, Е. А. Никуло // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 4. – С. 245–257.

47. Позняков В. П. Психологические отношения российских предпринимателей: гендерные особенности / В. П. Позняков, О. И. Титова // Вестн. РГНФ. – М. : Изд-во РГНФ, 2002. – , 3. – С. 162–173.

48. Позняков В. П., Титова О. И. Конкурентные и партнерские отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенности. Т. 2 / В. П. Позняков, О. И. Титова // Проблемы экономической психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. – М. : Ин-т психологии РАН, 2005. – С. 181–204.

49. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. – М. : Ин-т психологии РАН, 1998. – 295 с.

50. Титова О. И. Гендерные различия в отношениях российских предпринимателей к конкуренции и партнерству : дис. … канд. психол. наук / О. И. Титова. – М., 2007. – 167 с.

51. Турецкая Г. В. Социально-психологическая характеристика женщин-предпринимателей / Г. В. Турецкая, В. А. Хащенко // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. – М. : ИП РАН, 1997. – С. 35–45.

52. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд. – М. : Попурри, 1997. – 480 с.

53. Чернобровкина А. В. Гендерные особенности поведения личности в управленческой деятельности : дис. … канд. психол. наук / А. В. Чернобровкина. – М., 2000. – 166 с.

54. Чирикова А. Е. Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства / А. Е. Чирикова, О. Н. Кричевская. – М. : ИП РАН, 1996. – 94 с.

55. Юферева Т. И. Образы мужественности и женственности в сознании подростков / Т. И. Юферева // Вопр. психологии. – 1985. – № 3. – С. 84–91.

56. Bem S. Gender schema theory: a cognitive account of sex typing / S. Bem // Psycol. revew. – 1981. – № 88. – P. 354–364.

57. Chafetz J. S. Masculine/feminine or human? An overview of sex roles / J. S. Chafetz. – Itaca, 1978. – P. 38.

58. Deaux K. Sex and gender / K. Deaux // Annual Review of Psycology. – 1985. – № 36. – P. 49–81.

59. Stoller R. J. Sex and gender / R. J. Stoller. – N. Y., 1968. – P. 8–9.


Полная версия (русская)