«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 19

Особенности использования методики «Семантический дифференциал» при изучении динамики личностной идентичности

Автор(ы)
М. Ю. Кузьмин
Аннотация
Анализируется проблема использования методики «Семантический дифференциал» при изучении динамики личностной идентичности у испытуемых младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Автор отмечает, что оценка динамики личностной идентичности при помощи выделенных В. Ф. Петренко факторов методики «Семантический дифференциал» оказывается искаженной. Делается предположение, что для оценки основных изменений динамики личностной идентичности необходимо анализировать показатели не отдельных шкал, а их связь друг с другом. На выборке испытуемых младшего школьного, подросткового и юношеского возраста при помощи методов факторного анализа и многомерного шкалирования автор предлагает модели соотношения различных шкал друг с другом. Показано, что меняется характер связей шкал методики «Семантический дифференциал» друг с другом при повторном измерении. 
Ключевые слова
идентичность, кризис идентичности, младшие школьники, подростки, юношеский возраст
УДК
159.923.2
Литература

1. Абдуллаева М. М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психол. журн. – 2004. – Т. 25, № 2. – С. 86–95.

2. Кузьмин М. Ю. Различия в Я-концепции у учащихся 3-4 класса, обучающихся по традиционной программе и по ФГОС нового поколения // Сиб. пед. журн. – 2014. – № 3. – С. 175–179.

3. Кузьмин М. Ю. Сравнение идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Сиб. психол. журн. – 2015. – № 58. – С. 61–75.

4. Кузьмин М. Ю. Кризис идентичности и его связь с жизнестойкостью у студентов : дис. … канд. психол. наук / М. Ю. Кузьмин. – СПб., 2012. – 190 с.

5. Кузьмин М. Ю. Кризис идентичности у студентов и его связь с жизнестойкостью : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. Ю. Кузьмин. – СПб, 2012. – 32 с.

6. Кузьмин М. Ю. Динамика идентичности в подростковом возрасте // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Психология. – 2015. – № 13. – С. 25–35.

7. Петренко В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. – СПб. : Питер, 2005. – 480 с.

8. Микляева А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования : монография / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 118 с.

9. Carroll E. Identity, grief and self-awareness after traumatic brain injury / E. Carroll, R. Coetzer // Neuropsychological Rehabilitation. – 2011. – N 21(3). – P. 289–305.


Полная версия (русская)