«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2014. Том 10

К проблеме психологической культуры обучающихся как условия формирования универсальных учебных действий

Автор(ы)
Л. В. Скорова
Аннотация
Обосновывается необходимость развития психологической культуры обучающихся в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проанализированы требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы. Представлены эмпирические результаты исследования составляющих психологической культуры, которые дают представление о понимании (знании) обучающимися своего внутреннего мира и внутреннего мира других людей, способов взаимодействия с ними, приемов самопознания и саморазвития, способов выхода из конфликтных ситуаций о наличии/отсутствии опыта сотрудничества, разрешения конфликтов. Предпринята попытка соотнесения личностных результатов освоения образовательной программы, компонентов психологической культуры и программ по психологии, реализуемых в современной школе. Представлен опыт разработки национальных стандартов преподавания психологии в школе, ориентированных на повышение качества учебных программ.
Ключевые слова
психологическая культура, универсальные учебные действия
УДК
159.923.5
Литература

1. Асмолов А. Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолова. – URL: school100-sochi.ru/files/Programma_razvitiya4.doc.

2. Дубровина И. В. О преподавании психологии в школе / И. В. Дубровина // Вопр. психологии. – 2005. – № 6. – С. 46–54.

3. Качимская А. Ю. К вопросу о проектировании системы мониторинга универсальных учебных действий обучающихся основной школы / А. Ю. Качимская // Культура. Наука. Образование. – 2013. – № 3. – С. 131–140.

4. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 360 с.

5. Национальные стандарты преподавания психологии в школе [Электронный ресурс]. – URL: http://www.apa.org /education/k12/national-standards.aspx.

6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_ НОО.pdf.

7. Рубцов В. В. Современное психологическое образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / В. В. Рубцов. – URL: web.ruscenter.ru/conf2/rubcov.doc.

8. Скорова Л. В. Технологии работы психолога по развитию психологической культуры с учетом национально-психологических особенностей / Л. В. Скорова // Сиб. психол. журн. – 2012. – № 12. – С. 169–173

9. Федеральные государственные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.минобрнауки.рф/документы/543.


Полная версия (русская)