«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2025. Том 52

Особенности взаимосвязи свойств внимания и школьной тревожности пятиклассников в условиях обучения в среднем звене

Автор(ы)
С. Б. Тайсаева, В. А. Журавлев
Аннотация
Исследуется взаимосвязь между школьной тревожностью и когнитивными свойствами внимания у пятиклассников, проходящих период адаптации к новой образовательной среде. На основе данных, полученных с использованием психодиагностических методик, выявлено, что высокий уровень школьной тревожности негативно влияет на избирательность и концентрацию внимания. Установлено, что больше половины учащихся демонстрируют низкий уровень тревожности, однако треть имеет высокие показатели, что требует дополнительного психолого-педагогического сопровождения учеников. Также обнаружены половые различия: девочки показывают более высокие результаты в избирательности и концентрации внимания по сравнению с мальчиками. Результаты исследования подчёркивают необходимость учёта тревожности и её влияния на когнитивные процессы в образовательной практике.
Об авторах

Тайсаева Светлана Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Россия, 115054, г. Москва, Стремянный пер., 28, стр. 1, e-mail: taisaeva@mail.ru

Журавлев Владимир Андреевич, педагог-психолог, Школа № 1505 «Преображенская», Россия, 107553, Москва, 2-я Пугачёвская ул., 7, магистрант, Московский государственный психолого-педагогический университет, Россия, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29, e-mail: zhurawlev.imp@yandex.ru

Ссылка для цитирования
Тайсаева С. Б., Журавлев В. А. Особенности взаимосвязи свойств внимания и школьной тревожности пятиклассников в условиях обучения в среднем звене // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2025. Т. 52. С. 88–99. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.52.88
Ключевые слова
школьная тревожность, адаптация, избирательность внимания, синдром дефицита внимания.
УДК
740.1
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2025.52.88
Литература

Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. М. : АСТ, 2008. С. 183–188.

Баринов Д. Н. Динамика социальной тревожности в современном российском обществе // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2009. С. 163–173.

Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении // Журнал медико-биологических исследований. 2014. С. 31–39.

Коган Б. М., Куликова Т. Г. Современные исследования низкого когнитивного темпа у детей: аналитический обзор // Системная психология и социология. 2018. № 2. С. 47–58.

Прыжкина А. А., Комракова В. И. Особенности сенсомоторной и интеллектуальной деятельности младших школьников с разным уровнем тревожности. СПб. : Рос. гос. пед. ун-т, 2003. 258 с.

Резяпова Р. А., Аллагуватова А. Ф. Взаимосвязь школьной успеваемости и тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1611–1615. URL: http://ekoncept.ru/2016/86345.htm. (дата обращения: 10.10.2023).

Longitudinal trends in self-reported anxiety. Effects of age and birth cohort during 25 years / S. Calling [et al.] // BMC Psychiatry. 2017. N 119. Р. 17.


Полная версия (русская)