«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2024. Том 48

Семантическая структура образа Я старшеклассников – пользователей социальных сетей

Автор(ы)
И. М. Кыштымова, Н. Л. Карелина
Аннотация
Представлены результаты исследования семантической оценки старшеклассниками, активно использующими социальные сети, образов реального, виртуального и идеального Я. Проверялась гипотеза о том, что в социальной сети актуализируются характеристики идеального образа. Выявлено, что категориальными критериями оценки образа Я являются активность, коммуникабельность, успешность, радостность, стройность (красота), тревожность и честность. Показано, что представления старшеклассников о своем реальном Я, как и о виртуальном, далеки от семантики идеального образа по большей части критериев; сетевому образу делегируются проблемные характеристики реального Я, и только низкие значения тревожности сближают виртуальное и идеальное Я школьников.
Об авторах

Кыштымова Ирина Михайловна, доктор психологических наук, профессор, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: info@creativity.ru

Карелина Наталия Леонидовна, аспирант, Иркутский государственный университет, Россия, 664003 г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: karelina.info@mail.ru

Ссылка для цитирования
Кыштымова И. М., Карелина Н. Л. Семантическая структура образа Я старшеклассников – пользователей социальных сетей // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2024. Т. 48. С. 58–69. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.48.58
Ключевые слова
образ Я, виртуальное, идеальное, реальное, медиа, социальная сеть, пользователи, семантический дифференциал.
УДК
159.9.072
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.48.58
Литература

Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии : общий психологический практикум. М. : Смысл, 1998. 286 с.

Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2000. 25 с.

Крамаренко Н. С. Психологические составляющие понятия «успех» // Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 4. С. 122–124.

Перов Е. В. Виртуальный образ личности // Социальные и экономические системы. 2019. № 2 (8). С. 5–20.

Расина Э. О. Взаимосвязь структурных и содержательных компонентов виртуального образа Я и ясности Я-концепции интернет-пользователей // Человеческий капитал. 2022. № 17 (163). С. 252–263.

Рубцова О. В. Ролевое экспериментирование как составляющая современной подростковой культуры // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 2. С. 24–30. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050203

Рубцова О. В., Поскакалова Т. А., Ширяева Е. И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я» // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 4. С. 20–33. https://doi.org/10.17759/pse.2021260402

Савчук В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПб. : Изд-во РХГА, 2014. 350 с.

Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 4. С. 27–37.

Сунгурова Н. Л. Вариативность виртуальной самопрезентации личности студентов – участников сетевого учебного взаимодействия // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 3 (24). С. 27–36.

Сунгурова Н. Л. Индивидуально-личностные особенности студентов в информационно-психологическом пространстве // Акмеология. 2014. № 4 (52). С. 258–262.

Хоружий С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 53–68.

Carr C. T., Hayes R. A., Sumner E. M. Predicting a threshold of perceived facebook* post success via likes and reactions: a test of explanatory mechanisms // Communication Research Reports. 2017. Vol. 35, Is. 2. P. 141–151. https://doi.org/10.1080/08824096.2017.1409618

Chae J. Virtual makeover: Selfie-taking and social media use increase selfie-editing frequency through social comparison // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 66. P. 370–376. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.10.007

Facebook* use predicts declines in subjective well-being in young adults / E. Kross [et al.] // PLoS One. 2013. Vol. 8, Is. 8. P. 69841. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0069841

Is Facebook* creating “iDisorders”? The link between clinical symptoms of psychiatric disorders and technology use, attitudes and anxiety / L. D. Rosen [et al.] // Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29, Is. 3. P. 1243–1254. https://doi.org/10.1016/j.chb.2012.11.012

Misery has more company than people think: underestimating the prevalence of others’ negative emotions / A. H. Jordan [et al.] // Personality and Social Psychology Bulletin. 2011. Vol. 37, Is. 1. P. 120–135. https://doi.org/10.1177/0146167210390822

Photoshopping the selfie: Self photo editing and photo investment are associated with body dissatisfaction in adolescent girls / S. A. McLean [et al.] // International Journal of Eating Disorders. 2015. Vol. 48, Is. 8. P. 1132–1140.

Picture perfect: the relationship between selfie behaviors, self-objectification, and depressive symptoms / S. J. Lamp [et al.] // Sex Roles. 2019. Vol. 81, N 11–12. P. 704–712. https://doi.org/10.1007/s11199-019-01025-z

Yurchisin J., Watchravesringkan K., McCabe D.B. An exploration of identity re-creation in the context of internet dating // Social Behavior and Personality: An International Journal. 2005. Vol. 33, Is. 8. P. 735–750. https://doi.org/10.2224/sbp.2005.33.8.735

Zhao S., Grasmuck S., Martin J. Identity construction on Facebook*: Digital empowerment in anchored relationships // Computers in Human Behavior. 2008. Vol. 24, Is. 5. P. 1816–1836. http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2008.02.012

*Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в Российской Федерации.


Полная версия (русская)