«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2024. Том 48

Содержание комплаентных отношений врача и родителей детей раннего возраста с неврологической патологией

Автор(ы)
И. Е. Валитова
Аннотация
Описаны особенности комплаентных отношений врача и матерей детей раннего возраста с неврологической патологией. Выявляется, что в партнерской модели комплаенса условием построения гармоничных отношений является рефлексия профессионалом субъектной позиции пациента, в качестве которого выступает диада «мать – ребенок». На основании материалов клинической беседы с матерями установлена структура комплаентных отношений (диагноз ребенка, оценка степени тяжести нарушений у ребенка, оценка результативности реабилитации, прогноз исходов, организация и методы реабилитации), где каждый компонент описывает позицию матери, которая проявляется в отношениях с врачом и выражает ее согласие или несогласие. На основании анализа суждений матерей составлен портрет профессионально важных качеств специалиста системы ранней помощи детям, обладание которыми рассматривается как условие установления комплаентных отношений специалистов и родителей.
Об авторах
Валитова Ирина Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной педагогики и психологии, Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина, Республика Беларусь, 224016, г. Брест, бул. Космонавтов, 21, e-mail: irvalitova@yandex.ru
Ссылка для цитирования
Валитова И. Е. Содержание комплаентных отношений врача и родителей детей раннего возраста с неврологической патологией // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2024. Т. 48. С. 16–31. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.48.16
Ключевые слова
комплаенс, комплаентные отношения, дети раннего возраста, родители, отношения врач – родители.
УДК
159.922.76
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.48.16
Литература

Аникина В. О., Блох М. Е. Специфика отношений «врач – пациент» в системе неонатологической и педиатрической помощи и направления работы психолога // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10, № 3. С. 289–302. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.306

Валитова И. Е. Материнское отношение к болезни ребенка раннего возраста (на примере неврологической патологии) // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2021. Т. 12, № 3. С. 554–565.

Вольская Е. А. Пациентский комплаенс. Обзор тенденций в исследованиях // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2013. № 11. С. 6–15.

Данилов Д. С. Терапевтическое сотрудничество (комплаенс): содержание понятия, механизмы формирования и методы оптимизации // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2014. № 2. С. 4–12.

Ложкина Л. И. Комплаенс как актуальная проблема медицинской психологии: теоретико-методологические аспекты // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, № 3. С. 75–80.

Мартынюк В. Ю., Назар О. В. Международная классификация функционирования как основа внедрения концепции социальной педиатрии // Современная педиатрия. 2015. № 3 (67). С. 100–103.

Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М. : Изд-во МГУ, 1987. 168 с. Первичко Е. И., Довбыш Д. В. Личностный смысл болезни ребенка как фактор приверженности семьи лечению (исследование семей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом) // Национальный психологический журнал. 2016. № 2 (22). С. 61–72.

Поликарпова Л. А. Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ // Международный симпозиум «Л. С. Выготский и современное детство» : сб. тезисов. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. С. 277–278.

Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. М. : Теревинф, 2007. 368 с. Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства / О. Ж. Аксенова [и др.]. СПб. : Тасис, 2012. 54 с.

Ткачева Н. В. Психоэмоциональное состояние родителей детей раннего возраста на консультации у невролога // Медицинские, социальные, психологические, педагогические, юридические аспекты психоэмоциональных расстройств. Астрахань, 2023. С. 119–122.

Фролова Ю. Г. Социально-психологические закономерности взаимодействия научных и обыденных концепций здоровья // Вестник БГУ. 2011. Серия 3. № 3. С. 54–58.

Чемеков В. П., Шашелева А. В. Пациент в педиатрии: ребенок, взрослый или оба? // Вопросы современной педиатрии. 2018. № 17 (5). С. 408–412. https://doi.org/10.15690/vsp.v17i5.1958

Ястребов В. С. Проблемы патернализма и партнерства в психиатрии // Психиатрия. 2012. № 4 (56). С. 7–13.

Becker M. H., Maiman L. A. Models of health-related behaviour // Handbook of Health, Health Care and the Health Professions / ed. by D. Mechanic. New York : Free Press, 1983. P. 539–553.

Douglas T., Redley B., Ottmann G. The need to know: The information needs of parents of infants with an intellectual disability – a qualitative study // Journal of Advanced Nursing. 2017. Vol. 73. P. 2600–2608.

Kingston A. K. Mothering special needs: a different maternal journey. Philadelphia : Jessica Kingsley Publishers, 2007. 191 р.

U źrόdeł rozwoju dziecka: о wspomaganiu rozwoju prawidłowego i zakłόconego : praca zbiorowa / pod red. H. Olechnowicz. Warszawa : Nasza Ksiegarnia, 1988. 199 p.

Parents as medical educators / J. L. Hanson [et al.] // Pediatric annals. 2011. Vol. 40, N 12. С. 605–609.

Prekop I., Schweizer Chr. Kinder sind gäste, die nach dem weg fragen: ein elternbuch. München : Kösel, 1990. 154 p.

Pretis M. Families’ first in early childhood intervention. A theoretical approach towards parent’s involvement and increase of efficiency of the early childhood intervention // Journal of special education and rehabilitation. 2012. N 13 (1–2). Р. 7–18.

Ratnayake S., Lakshminarayana I. Parental choice versus Professional advice in deafness rehabilitation – an ethical dilemma // Archives of Disease in Childhood. 2017. Vol. 102, N Supplement 1. Р. A38–1.

Russell F. The expectations of parents of disabled children // British Journal of Special Education. 2003. Vol. 30, N 3. P. 144–149.


Полная версия (русская)