«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2024. Том 47

Взаимосвязь переживания одиночества и когнитивных искажений студентов вузов

Автор(ы)
А. Г. Продовикова, А. А. Ужегова
Аннотация
Представлены результаты исследования связи переживания одиночества и когнитивных искажений у студентов. Выявлены взаимосвязи показателя общего одиночества с дисфункциональными установками и базисными убеждениями. Регрессионный анализ показал, что, с одной стороны, вклад в переживание одиночества вносит убежденность во враждебности мира и недоброжелательности людей, с другой – на формирование и развитие самих когнитивных искажений влияет зависимость от общения. Установлено, что существуют различия в феноменологии переживания одиночества у студентов с высоким и низким показателем общего одиночества. Так, одинокие студенты чаще видят причины одиночества в личностных особенностях, склонны размышлять о своих недостатках, могут отдавать предпочтение ситуациям одиночества, а также находят в них позитивные моменты. Неодинокие студенты, переживая одиночество, начинают активно искать компанию для общения.
Об авторах

Продовикова Анастасия Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и клинической психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, e-mail: arilama@yandex.ru

Ужегова Анастасия Алексеевна, магистрант, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, e-mail: acya.uzhegova@gmail.com

Ссылка для цитирования
Продовикова А. Г., Ужегова А. А. Взаимосвязь переживания одиночества и когнитивных искажений студентов вузов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2024. Т. 47. С. 66–85. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.47.66
Ключевые слова
одиночество, межличностные отношения, когнитивные искажения, базисные убеждения.
УДК
159.942.5
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2024.47.66
Литература

Артамонова A. A. Переживание одиночества как фактор развития личностного потенциала студентов-первокурсников : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 29 с.

Бакалдин С. В. Одиночество и его связь с функциями «Я» : автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2007. 23 с.

Бек Дж. С. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. СПб. : Питер, 2022. 416 с.

Бенелли А. В., Бенелли Л. Н., Рассказова А. Л. Искаженные когнитивные схемы как причина иррационального поведения // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 97–103. https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2020.1.097

Денисова Е. Г., Мирошниченко С. С., Гомонова Е. Н. Характерологические корреляты дисфункциональных убеждений студентов-психологов // Северокавказский психологический вестник. 2013. № 4. С. 44–48.

Крюкова Т. Л. Когнитивная психология совладания с одиночеством // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. № 2. С. 93–97.

Крюкова Т. Л. Когнитивные ошибки и оценка социального и эмоционального одиночества // Шестая международная конференция по когнитивной науке : тез. докл. Калининград, 23–27 июня 2014 г. Калининград, 2014. С. 364–366.

Лабиринты одиночества / под ред. Н. Е. Покровского. М. : Прогресс, 1989. 624c.

Любякин А. А., Оконечникова Л. В. Исследование одиночества у студентов // Педагогическое образование в России. 2016. № 2. С. 149–156.

Мельничук А. С., Козловская С. Н., Никифорова О. Ю. Взаимосвязь переживания одиночества и иррациональных убеждений о межличностных отношениях у студентов // Акмеология. 2018. № 4 (68). С. 13–18.

Мельничук А. С., Никифорова О. Ю. Переживание одиночества в контексте базисных убеждений // Мир психологии. 2019. № 3 (99). С. 230–240.

Неумоева Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук. Тюмень, 2005. 24с.

Пахомов А. П. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви как учебное пособие // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 4. С. 99–116.

Покровский Н. Е., Иванченко Г. В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. М. : Логос, 2008. 424 с.

Пузанова Ж. В. Метод неоконченных предложений в изучении проблемы одиночества // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2004. № 6–7. С. 92–111.

Филиндаш Е. В. Феноменологический подход к изучению социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи // Вестник университета. 2016. № 7–8. https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologicheskiy-podhod-k-izucheniyu-sotsialnopsihologicheskogo-odinochestva-v-srede-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 04.12.2023).

Янг Дж. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение. М. : Прогресс, 1989. 145 с.

A preliminary look at loneliness as a moderator of the link between perfectionism and depressive and anxious symptoms in college students: does being lonely make perfectionistic strivings more distressing? / E. C. Chang [et al.] // Behaviour Research and Therapy. 2008. Vol. 46, N 7. P. 877–886. https://doi.org/10.1016/j.brat.2008.03.012

Al Khatib S. A. Exploring the relationship among loneliness, self-esteem, self- efficacy and gender in united arab emirates college students // Europe's Journal of Psychology. 2012. Vol. 8, N 1. P. 159–181. DOI: https://doi.org/10.5964/ejop.v8i1.301

An investigation of loneliness and perfectionism in university students / C. Arslan [et. al.] // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 2, Is. 2. P. 814–818. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.03.109

Can the REBT theory explain loneliness? Theoretical and clinical applications / Ph. Hyland [et. al.] // Cognitive Behaviour Therapy. 2019. Vol. 48, Is. 1. P. 39-51.

Hamamci Z., Duy B. The relationship among social skills, dysfunctional attitudes, irrational beliefs, interpersonal cognitive distortions and loneliness // Eurasian Journal of Educational Research. 2007. Vol. 7. P. 121–130.

Jackson J., Cochran S. D. Loneliness and psychological distress // Journal of Psychology. 1991. Vol. 125, N 3. P. 257–262.

Loneliness, interpersonal distrust, and alexithymia in university students / P. Qualter [et al.] // Journal of Applied Social Psychology. 2009. Vol. 39, N 6. P. 1461–1479. DOI:

Loneliness: a signature mental health concern in the era of COVID-19 / W. D. S. Killgore [et al.] // Psychiatry Research. 2020. Vol. 290. P. 113–117. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.113117

Şimşek O. M., Koçak O., Younis M. Z. The impact of interpersonal cognitive distortions on satisfaction with life and the mediating role of loneliness // Sustainability. 2021. Vol. 13. DOI: https://doi.org/10.3390/su13169293

The loneliness pandemic: loneliness and other concomitants of depression, anxiety and their comorbidity during the COVID-19 outbreak / Y. Palgi [et al.] // Journal of Affective Disorders. 2020. Is. 275. P. 109–111. https://doi.org/10.1016/j.jad.2020.06.036

Whisman M. A., Friedman M. A. Interpersonal problem behaviors associated with dysfunctional attitudes // Cognitive Therapy and Research. 1998. Vol. 22. P. 149–160. https://doi.org/10.1023/A:1018728322555

Why do the lonely stay lonely? Chronically lonely adolescents attributions and emotions in situations of social inclusion and exclusion / J. Vanhalst [et al.] // Journal of Personality and Social Psychology. 2015. Vol. 109, N 5. P. 932–948. https://doi.org/10.1037/pspp0000051

Wilbert J. R., Rupert P. A. Dysfunctional attitudes, loneliness, and depression in college students // Cognitive Therapy and Research. 1986. Vol. 10, N 1. P. 71–77. https://doi.org/10.1007/BF01173384


Полная версия (русская)