«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2023. Том 46

Формирование психологического благополучия дошкольников и воспитателей ДОУ в специальной экспериментальной программе

Автор(ы)
Е. Г. Щукина
Аннотация
Представлены результаты исследования по повышению психологического благополучия дошкольников в результате апробации специальной программы формирования психологического благополучия воспитателей детских садов. Экспериментально доказаны связи между психологическим благополучием двух главных субъектов образовательной среды детского сада. Удалось добиться повышения числа дошкольников с позитивным психическим состоянием, понижения количества дошкольников с негативным психическим состоянием высокой степени, достоверного понижения числа дошкольников с отрицательным/враждебным отношением к сверстникам. Сделан вывод, что повышение уровня психологического благополучия воспитателей улучшило основные показатели психологического благополучия воспитанников детских садов.
Об авторах
Щукина Елена Геннадьевна, старший преподаватель, Забайкальский государственный университет, Россия, 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, e-mail: elena.shykina@yandex.ru
Ссылка для цитирования
Щукина Е. Г. Формирование психологического благополучия дошкольников и воспитателей ДОУ в специальной экспериментальной программе // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 46. С. 93–106. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.46.93
Ключевые слова
психологическое благополучие, психологическое благополучие дошкольника, психологическое благополучие воспитателя дошкольного образовательного учреждения, формирование психологического благополучия субъектов образовательного процесса.
УДК
159.9.07
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.46.93
Литература

Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретические основания и эмпирическое исследование способов и приемов повышения характерологической позитивности и личностного благополучия с позиции позитивной психологии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 8, № 2. С. 78–87.

Воронина А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 142–147.

Данилова М. В, Рыкман Л. В. Психоэмоциональное благополучие и особенности самоосуществления в подростковом возрасте // Петербургский психологический журнал. 2017. № 20. С. 66–88.

Зайцева О. Ю. Личность педагога в межличностных отношениях с детьми старшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. 2011. № 3(6). С. 131–134.

Иванова В. М. Влияние личности педагога на развитие взаимоотношений в группе детей дошкольного возраста : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2001. 151 c.

Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. [и др.] : Питер, 2009. 318 с.

Минюрова С. А., Заусенко И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-determinanty-psihologicheskogo-blagopoluchiyapedagoga (дата обращения: 23.08.2023).

Рассказова А. Л. Проблема «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» отношений в педагогической деятельности // Вестник экономической интеграции. 2014. № 2. С. 153–156.

Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 206 с.

Чувашова А. Г., Конарева И. Н. Психологическое благополучие детей дошкольного возраста: диагностическая модель исследования // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. 2019. Т. 5 (71), № 2. С. 106–113.

Antoniou A. S., Ploumpi A., Ntalla M. Occupational stress and professional burnout in teachers of primary and secondary education: The role of coping strategies // Psychology. 2013. Vol. 4, N 3A. P. 349–355. http://dx.doi.org/10.4236/psych.2013.43A051

If, why, and when subjective well-being influences health, and future needed research / E. Diener [et al.] // Applied psychology: health and well-being. 2017. Vol. 9, Is. 2. P. 133–167. https://doi.org/10.1111/aphw.12090

Fedorov А., Ilaltdinova Е., Frolova S. Teachers' professional well-being: State and factors // Universal journal of educational research. 2020. Vol. 8, N 5. P. 1698–1710.

Kwon K.-A., Horm D. M., Amirault C. Early childhood teachers' well-being: what we know and why we should care // ZERO to three journal. 2021. Vol. 41, N 3. P. 35–44.

Li Z.-Q., Wang L., Zhang H.-M. Personality traits and subjective well-being: the mediating role of emotion regulation // Psychological science. 2010. Vol. 33. P. 165–167.

Relationship between personality traits and course subjective well-being: mediating effect of self-efficacy / D. Yang [et al.] // Open access library journal. 2020. Vol. 7. Р. 1–9. https://doi.org/10.4236/oalib.1106010

Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of personality and social psychology. 1995. Vol. 69, N 4. P. 719–727.

Ryff C. D., Singer B. Know thyself and become what you are: a eudaimonic approach to psychological well-being // Journal of happiness studies. 2008. Vol. 9, N 1. Р. 13–39. http://dx.doi.org/10.1007/s10902-006-9019-0

Sweta S. M. Cross-cultural validity of ryff’s well-being scale in India // Asia-Pacific journal of management research and innovation. 2013. Vol. 9, N 4. Р. 379–387.

Tanksale D. Big Five personality traits: Are they really important for the subjective well-being of Indians? // International journal of psychology. 2015. Vol. 50, Is. 1. P. 64–69. https://doi.org/10.1002/ijop.12060

The experience of work engagement, hardy personality, optimism and subjective well-being among nurses from China and Spain / E. Garrosa [et al.] // Open journal of social sciences. 2014. Vol. 2, N 5. Р. 106–109. http://dx.doi.org/10.4236/jss.2014.25021

The Questionnaire for eudaimonic well-being: Psychometric properties, demographic comparisons, and evidence of validity / A. S. Waterman [et al.] // Journal of positive psychology. 2010. Vol. 5, Is. 1. Р. 41–61. https://doi.org/10.1080/17439760903435208


Полная версия (русская)