«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2023. Том 46

Проблема развития половой идентификации у детей в период школьного обучения

Автор(ы)
Ю. В. Василькова
Аннотация
Исследуется проблема смешивания половых ролей в современном обществе. Сделан акцент на вопросе развития половой идентификации у детей в период школьного обучения, влияния на половую идентификацию обучающихся не только взрослых, но и сверстников. Разведены понятия «идентификация» и «идентичность», при этом трактовка понятия «идентификация» разделена на три группы. Представлен анализ теорий, раскрывающих способ освоения половых ролей в процессе развития половой идентификации; теорий, раскрывающих психологический механизм развития половой идентификации. Выделены врожденные, биологически обусловленные и складывающиеся в ходе социализации группы половых различий. Ценность исследования заключается в анализе теорий, описывающих процесс половой идентификации у детей в период школьного обучения с позиций ее социальной обусловленности.
Об авторах
Василькова Юлия Викторовна, кандидат психологических наук, Информационно-методический центр развития образования, Россия, 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 26, e-mail: vasilkova.iu@yandex.ru
Ссылка для цитирования
Василькова Ю. В. Проблема развития половой идентификации у детей в период школьного обучения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 46. С. 3–16. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.46.3
Ключевые слова
половая идентификация, половая идентичность, половые роли, депривированные дети, психология развития, возрастная психология.
УДК
159.92
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.46.3
Литература

Басюк В. С. Психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в контексте системы развития и воспитания личности : монография. М. : Нац. кн. центр, 2015а. 368 с.

Басюк В. С. Проблемы развития личности в школьной среде // Мир психологии. 2015б. № 3 (83). С. 191–197.

Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М. : Соц. здоровье России, 1993.200 с.

Василькова Ю. В. Гендерная идентичность и ее коррекция у депривированных подростков : монография. Иркутск : ИГПУ, 2007. 156 с.

Василькова Ю. В. Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг полоролевой идентичности для подростков // Психологический тренинг. СПб. : Речь, 2010. 126 с.

Василькова Ю. В. Характер работы психолога как фасилитатора в государственном учреждении // Психология личностного и профессионального развития человека : материалы Седьмой конф. психологов образования Сибири. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2022. С. 433–436.

Выготский Л. С. Психология. М. : Апрель пресс, 2000. 1006 с.

Девятых С. Ю. Педагогические основы социализации учащейся молодежи в сфере отношений полов : дис. … д-ра пед. наук. М., 2013. 515 с. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М. : Педагогика, 1991. 230 с.

Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб. : Питер, 2002. 544 с.

Каган В. Е. Половые аспекты индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. Л. : Медицина, 1984. 425 с.

Ковалева Н. П. Связь сиблинговой позиции с половой идентичностью детей младшего школьного возраста // Экология человека. 2013. № 4. С. 25–32.

Колесов Д. В. Современный подросток. Взросление и пол. М. : Флинта, 2002. 243 с.

Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального. М. : Педагогика, 1975. 216 с.

Крайг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2001. 992 с.

Лангмейер Й, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. М. : АльмаМатер, 2022. 350 с.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М. [и др.] : Ин-т практ. психологии, 1997. 223 с.

Мищенко Л. В. Формирование пологендерной индивидуальности субъектов образования : дис. … д-ра психол. наук. Пятигорск, 2015. 449 с.

Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М. : МГПИ, 1985. 103 с.

Мухина В. С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). М. : Нац. кн. центр, 2017. 1088 с.

Некрасов М. Г. Особенности половой идентификации в учреждениях интернатного типа // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. М. : Прометей, 1992. С. 181–192.

Перлова Ю. В. Преемственность гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2014. 181 с.

Рапапорт В. Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М. : Экономика, 1988. 125 с.

Фрейд З. Очерк по психологии сексуальности. М. : Эксмо, 2021. 224 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Прогресс, 1996. 344 с.

Юферева Т. И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и школе-интернате // Возрастные особенности психического развития детей: сборник научных трудов. М. : Акад. пед. наук СССР, 1982. С. 122–137.

Ярославцева И. В. Психология депривированного подростка : монография. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2000. 121 с.

Ярославцева И. В. Депривированные дети: проблемы здоровья и адаптации: монография. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002. 160 с.


Полная версия (русская)