«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2023. Том 44

Вербализация временных представлений в лексике наречий у детей 6–7 лет с речевыми нарушениями

Автор(ы)
И. Ю. Мурашова, Р. А. Абдрахманова
Аннотация
Актуальность настоящего исследования определяется важностью формирования адекватного отображения временных представлений в лексике наречий у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе их познавательного и речевого развития для полноценной подготовки к школьному обучению. Установлено, что дети 6–7 лет с нарушениями речи редко достигают достаточного уровня состояния лексики временных отношений, чаще всего у них обнаруживается неудовлетворительный уровень. Состояние лексики временных отношений у данных дошкольников не всегда соотносится со структурой речевого дефекта. Предложены рекомендации дифференцированной работы специалистов по вербализации временных представлений в лексике наречий времени у детей 6–7 лет с речевыми нарушениями. Изложенное в статье будет полезно дошкольным педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям, другим педагогам.
Об авторах

Мурашова Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, Иркутский государственный университет, Россия, 664003 г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: irinangarsk@yandex.ru

Абдрахманова Русина Альфридовна, студент, Иркутский государственный университет, Россия, 664003 г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: rusina-z@yandex.ru

Ссылка для цитирования
Мурашова И. Ю., Абдрахманова Р. А. Вербализация временных представлений в лексике наречий у детей 6–7 лет с речевыми нарушениями // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 44. С. 57–69. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.44.57
Ключевые слова
дети старшего дошкольного возраста, речевые нарушения, вербализация, лексика временных отношений, наречия времени.
УДК
37.015.3 +159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.44.57
Литература

Бондарко A. B. Темпоральность. Вступительные замечания // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л. : Наука, 1990. С. 5–10.

Бурдина И. В. Лексико-семантические способы выражения категории времени в онтогенезе речи : дис. ... канд. филол. наук. М., 1997. 149 с.

Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слов // Лексикология и лексикография. Избр. тр. М. : Наука, 1977. С. 178–196.

Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие. М. : Ин-т общегуманит. исслед., 2008. 224 с.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : АСТ, 2022. 576 с.

Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. : УРРС, 2005. 137 с.

Гак В. Г. Пространство времени // Языковые преобразования. М. : Школа Языки русской культуры, 2000. 763 с.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Детство-Пресс, 2007. 471 с.

Гончарова В. А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи : дис. … канд. пед. наук. СПб., 2002. 286 с.

Инденбаум Е. Л., Мурашова И. Ю. Экспресс-диагностика психоречевого развития дошкольников в подготовительной группе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. № 7. С. 62–72.

Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология. М. : Академия, 2007. 320 с.

Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М. : АСТ : Астрель, 2007. 318 с.

Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб. : Речь, 2006. 380 с.

Королев В. Д. Отражение в речевом онтогенезе взаимосвязи пространственных и временных отношений и средств их языкового выражения в речи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 131. С. 222–226.

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб. : СОЮЗ, 2001. 240 с.

Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М. : Академия, 2002. 352 с.

Мурашова И. Ю. Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи: рабочая программа, конспекты логопедических занятий, рекомендации : учеб.-метод. пособие. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2022. 321 с.

Мурашова И. Ю., Обухова Т. В. Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Перспективы развития науки и образования : сб. науч. тр. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф. / под. ред. А. В. Туголукова. М. : ИП Туголуков А. В., 2016. С. 72–75.

Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина [и др.] / под ред. Р. Е. Левиной. М. : Альянс, 2013. 366 с.

Переслени Л. И. Психология детей с нарушениями речи // Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. М. : Академия, 2003. С. 227–267.

Петрова А. В., Калягин В. А., Кондратьева С. Ю. Особенности временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Альманах Герценовский университет. 2021. № 46. URL https://alldef.ru/ru/articles/almanac-46/features-of-temporal-representations-inpreschoolers-with-severe-speech-impairments (дата обращения: 27.02.2023).

Потаенко Н. А. Категория времени и ее выражение в лексико-семантической системе языка : дис. … канд. филол. наук. М., 1980. 206 с.

Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М. [и др.] ; Питер, 2012. 224 с.

Специальная психология. В 2 т. / В. И. Лубовский [и др.] / под ред. В. И. Лубовского. М. : Юрайт. 2014. Т. 1. 428 с.

Сударева О. Г. Ранние этапы освоения детьми временных отношений и способов их языкового выражения // Семантические категории в детской речи / отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб. : Нестор-История, 2007. С. 78–134.

Широкова Е. Н. Темпоральный код русского языка как репрезентант понятийной категории времени : дис. … д-ра филол. наук. М., 1980. 206 с.

Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография. М. : Изд-во МГОПУ, 2000. 314 с.

Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи : учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. М. : ВЛАДОС, 2000. 240 с.

Evans V. The structure of time: Language, meaning, and temporal cognition. Amsterdam; Philadelphia, 2004. 265 р.

Jacobson B. Adverbs: Prepositions and conjunctions in English. A study in Gradience // Studia Lingüistica. 1977. Vol. 31, N 1. P. 38–64.


Полная версия (русская)