«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2023. Том 43

Динамика идентичности подростков с различными акцентуациями характера А. А. Киселева

Автор(ы)
А. А. Киселева, Е. И. Миронова, О. А. Осипенок, М. Ю. Кузьмин
Аннотация
Рассматриваются особенности динамики идентичности подростков с различными типами акцентуации характера. Делается предположение, что превалирование определенных акцентуаций характера подростков оказывает влияние на становление идентичности в целом. По результатам эмпирического исследования формулируется вывод, что акцентуации характера различным образом влияют на динамику идентичности: для подростков с высокой выраженностью гипертимной акцентуации более характерно снижение проявлений кризиса идентичности; лица с эмотивной, экзальтированной и циклотимной акцентуациями обнаруживали рост кризисных проявлений идентичности. Полученные результаты могут быть применены в разработке и совершенствовании методов психологического воздействия, для создания индивидуальных программ психологического сопровождения подростков с различными проявлениями акцентуаций характера.
Об авторах

Киселева Анастасия Андреевна, преподаватель, кафедра начального и дошкольного образования, Институт развития образования Иркутской области, Россия, 664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А, e-mail: nk160493@gmail.com

Миронова Елена Ивановна, старший преподаватель, кафедра иностранных языков для неязыковых направлений подготовки, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: mirroy@mail.ru

Осипенок Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков для неязыковых направлений подготовки, Иркутский государственный университет, Россия, 664003,г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: cominagetcha@mail.ru

Кузьмин Михаил Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: mirroy@mail.ru

Ссылка для цитирования
Динамика идентичности подростков с различными акцентуациями характера / А. А. Киселева, Е. И. Миронова, О. А. Осипенок, М. Ю. Кузьмин // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 43. С. 33–47. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.43.33
Ключевые слова
акцентуации, кризис идентичности, подростки.
УДК
159.99
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.43.33
Литература

Абдуллаева М. М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 2. С. 86−95.

Антимонова В. А. Особенности проявления мотивации к общению подростков с различными акцентуациями характера // Шаг в науку. 2022. № 2. С. 58−61.

Антропова И. Ю. Пути и средства формирования индивидуальной образовательной траектории подростков // Вопросы науки и образования. 2018. № 17(29). С. 73−79.

Баляев С. И., Никишов С. Н. Особенности развития этнической идентичности подростков в процессе внеучебной деятельности (на примере мордвы и русских) // Мир науки. 2017. Т. 5, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN217.pdf (дата обращения: 21.04.2022).

Бартош О. П., Бартош Т. П., Мычко М. В. Акцентуация характера у мальчиков-подростков с разным уровнем алекситимии // Вестник психофизиологии. 2016. № 4. С. 20−24.

Весманов С. В., Весманов Д. С., Источников В. В. Исследование практик формирования индивидуальных образовательных траекторий в старшей школе // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4 (54). С. 93–105.

Вечканова Е. М. Ценностно-смысловые детерминанты временной перспективы личности в период кризиса идентичности : автореф. дис. … канд. психол. наук. Томск, 2015. 23 с.

Гармаева Т. В. Особенности этнической идентичности младших школьников и подростков, проживающих в мегаполисе // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2010. № 2 (10). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/925/872 (дата обращения: 10.01.2023).

Грядунова Д. К., Алексеева Е. В. Ресурсы и риски киберкоммуникации для подростков с акцентуациями характера // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 262–269.

Давлетова А. И. Об особенностях взаимосвязи мотивации личности и типа акцентуации характера подростков // The unity of science: International Scientific Periodical Journal. 2015. № 1-2. С. 52–59.

Диагностика кризиса идентичности : монография / Н. В. Дмитриева [и др.]. Новокузнецк : КузГПА, 2012. 134 с.

Желтышева Л. А., Швалева Л. Г. Сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития учащихся школы // Пермский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 90–96.

Жердева Е. К. Анализ акцентуаций характера в контексте изучения личностной идентичности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2011. № 2 (2). С. 28–45.

Иванова Н. Л., Кулаева Е. В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 106–115.

Катвалян А. Э., Костромина С. Н. Особенности развития этнической идентичности в подростковом возрасте (на примере русских и армянских школьников) // Мир науки. 2018. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/33PSMN118.pdf (дата обращения: 10.01.2023).

Кортнева Ю. В. Диагностика актуальной проблемы: методика Леонгарда – Шмишека. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2004. 237 с.

Кузьмин М. Ю. Сравнительное изучение кризиса идентичности у испытуемых подросткового и юношеского возраста // В мире научных открытий. 2015. № 67. С. 1854–1869.

Кузьмин М. Ю. Динамика кризиса идентичности у испытуемых подросткового и юношеского возраста // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 16. С. 23–30.

Кузьмин М. Ю. Динамика нормативного кризиса и собственно кризиса идентичности в подростковом возрасте // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 1 (41). С. 202−207.

Кузьмин М. Ю., Конопак И. А. Эмпирическое изучение критериев кризиса идентичности студентов старших и младших курсов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2014. Т. 8. С. 45–55.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. Л. : Медицина : Ленингр. отд-ние, 1983. 255 с.

Ляпустина О. В. Личностные особенности подростков, склонных к аддиктивному поведению // Вестник психотерапии. 2011. № 37 (42). С. 114–119.

Микаелян М. A, Гаспарян А. Г. Особенности школьной дезадаптации и акцентуаций характера подростков // Четырнадцатая годичная научная конференция : сб. науч. ст. Рос.-армян. (Славян.) ун-т, 2–6 дек. 2019 г. Ереван, 2020. С. 356–365.

Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования : монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.118 с.

Мозолевская Н. В., Буравцова Н. В. Психологические и психофизиологические аспекты акцентуаций характера подростков (на примере детей с девиантным и нормативным поведением) // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN320.pdf (дата обращения: 10.01.2023).

Новоселова Л. А., Неудахина Н. А. Формирование учебной и профессиональной идентичности будущих педагогов профессионального обучения // Новые педагогические исследования. 2007. № 2. С. 127−131.

Омарова М. К. Связь структурно-содержательных характеристик Я-концепции с акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте : дис. … канд. психол. наук. СПб., 2002.164 с.

Палицкая А. С. Влияние акцентуации характера на аддиктивное поведение подростков // Символ науки. 2016. № 2–3 (14). С. 217–219.

Перегудина В. А. Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Белгород, 2011. 23 с.

Проскурякова Л. А., Полилов С. В. Сравнительный анализ акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов // Молодой ученый. 2019. № 44 (282). С. 300–302.

Ральникова И. А. Склонность подростков к девиантному поведению в контексте акцентуаций характера // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017. № 17–2. С. 125–126.

Солдатова Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости : монография. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. 267 с.

Тысленко В. В., Кольчик Е. Ю. Механизмы и свойства общения у подростков с различными акцентуациями характера // Colloquium-journal. 2019. № 12–5 (36). С. 78–79.

Ушакова В. Р., Кольчик Е. Ю. Особенности межличностного взаимодействия подростков с различными акцентуациями характера // Живая психология. 2020. Т. 7, № 1 (25). С. 46–58.

Черных В. В., Обносов В. Н. Изучение акцентуаций характера у подростков и их учет в учебно-воспитательной работе // Наука и образование. 2020. Т. 3, № 2. С. 291.

Чуйкина В. В., Арамачова Л. В. Взаимосвязь акцентуаций характера и уровней нервнопсихического напряжения подростков 14–16 лет с тревожными неврозами // Вестник современных исследований. 2018. № 11.3 (26). С. 135–144.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Прогресс, 1997. 340 с.

Южаков В. А. Связь формирования идентичности с социометрическим статусом и акцентуациями характера // Человеческий фактор : социальный психолог. 2020. № 2 (40). С. 327–333.

De Goede I. H. A., Branje S. J. T., Meeus W. H. J. Developmental changes and gender differences in adolescents’ perceptions of friendships // Journal of Adolescence. 2009. Vol. 32, Iss. 5. P. 1105–1123. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2009.03.002

Ferguson Y. L., Ferguson K. T., Ferguson G. M. I am AmeriBritSouthAfrican-Zambian: Multidimensional remote acculturation and well-being among urban Zambian adolescents // International Journal of Psychology. 2017. Vol. 52, Iss. 1. P. 67–76. https://doi.org/10.1002/ijop.12191

Identity Formation in Adolescents from Italian, Mixed, and Migrant Families / E. Crocetti [et. al.] // Child & Youth Care Forum. 2011. Vol. 40, Iss. 1. P. 7–23. https://doi.org/10.1007/s10566-010-9112-8

Kalinina E. P. Identity and psychological factors of successful socialization of a teenager // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2021. Т. 4, № 3. С. 36–45.

Meeus W. The Study of Adolescent Identity Formation 2000–2010: A Review of Longitudinal Research // Journal of Research on Adolescence. 2011. Vol. 21, N 1. P. 75–94. https://doi.org/10.1111/j.1532-7795.2010.00716.x

Senia J. M., Donnellan M. B., Neppl T. K. Early pubertal timing and adult adjustment outcomes: Persistence, attenuation, or accentuation? // Journal of Adolescence. 2018. Vol. 65. P. 85–94. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2018.03.003


Полная версия (русская)