«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2023. Том 43

Взаимосвязь психологической безопасности образовательной среды вуза и психологического благополучия ее субъектов

Автор(ы)
Е. А. Кедярова, Н. И. Чернецкая, Н. С. Кондрашова, К. С. Литвиненко, Е. Г. Щукина
Аннотация

Представлены результаты корреляционного исследования взаимосвязи психологической безопасности образовательной среды вуза с психологическим благополучием ее субъектов. Раскрыты соотношение понятий психологической безопасности образовательной среды и психологического благополучия, а также взаимосвязь между ними. Выявлено: чем выше психологическое благополучие субъектов образовательной среды, тем более благоприятной они считают психологическую атмосферу этой среды, и наоборот (p ≤ 0,01). Кроме того, была обнаружена корреляция между удовлетворенностью образовательной средой и всеми компонентами психологического благополучия ее субъектов. Доказано, что чем более защищенным субъект образовательной среды ощущает себя в ней, тем более он психологически благополучен, и наоборот: чем выше психологическое благополучие субъекта, тем более защищенным он себя ощущает (p ≤ 0,01).

Об авторах

Кедярова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая базовой кафедрой, педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e -mail: kedu_72@mail.ru

Чернецкая Надежда Игоревна, доктор психологических наук, профессор, базовая кафедра педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: cherna@yandex.ru

Кондрашова Надежда Сергеевна, магистрант, факультет психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: kondrashova.family@yandex.ru

Литвиненко Кира Сергеевна, магистрант, факультет психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: kir.litvinencko@gmail.com

Щукина Елена Геннадьевна, старший преподаватель, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики, Забайкальский государственный университет, Россия, 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, e-mail: elena.shykina@yandex.ru

Ссылка для цитирования
Взаимосвязь психологической безопасности образовательной среды вуза и психологического благополучия ее субъектов / Е. А. Кедярова, Н. И. Чернецкая, Н. С. Кондрашова, К. С. Литвиненко, Е. Г. Щукина // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2023. Т. 43. С. 19–32. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.43.19
Ключевые слова
психологическая безопасность, психологическое благополучие, образовательная среда, высшее учебное заведение, студенты-психологи.
УДК
159.99: 378.015.3
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2023.43.19
Литература

Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб. : СОЮЗ, 2002. 271 с.

Баева И. А., Кондакова И. В. Взаимовлияние психологической безопасности образовательной среды и благополучия педагогов коррекционных школ // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 51–58.

Богомазова Н. В., Мосалева К. В. Психологическая безопасность образовательной среды как условие субъективного благополучия подростков // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Тольятти : SIMJET, 2014. С. 100–103.

Вакарев Е. С. Безопасность образовательной среды вуза как фактор психологического благополучия студентов // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания. М. : Моск. гуманит. ун-т, 2017. с. 224–230.

Вербина Г. Г. Психологическая безопасность личности // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 196–202.

Донцов А. И. Доверие и субъективное благополучие как основание психологической безопасности современного общества : монография. Екатеринбург : Гуманит. ун-т, 2018. 578 с.

Кукаева Э. С., Газиева К. А. Психологическая безопасность как основа психологического благополучия личности // Актуальные проблемы современной семьи. Грозный : Алеф, 2021. С. 368–372.

Лысенко Е. Н., Сухарева В. И. Психологическое благополучие педагога как фактор безопасности образовательной среды // Организационные и психолого-педагогические проблемы безопасности личности и социальной среды. Брянск : Брян. гос. ун-т им. акад. И. Г. Петровского, 2018. С. 56–62.

Масаева З. В., Кагермазова Л. Ц. Психологическая безопасность образовательной среды в контексте обеспечения психологического благополучия // Педагогика и психология в современном мире. Грозный : Чечен. гос. пед. ун-т, 2019. С. 406–410.

Обознов А. А., Бессонова Ю. В. Психологическое благополучие или психологическая безопасность – две стороны одной монеты? // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. М. : Ин-т психологии РАН, 2017. С. 2367–2376.

Скорынин А. А. Психологическое благополучие педагогов как аспект психологической безопасности образовательной организации // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2(89). С. 125–130.

Степанова Е. В. Психологическая безопасность школьной образовательной среды как условие субъективного благополучия учащихся // Инновации и традиции в образовательной практике современной детской школы искусств. Чебоксары : Среда, 2021. С. 110–113.

Субботина Л. Ю., Смирнова Т. Л. Состояние безопасности как фактор психологического благополучия // Ярославский психологический вестник. 2018. № 2(41). С. 65–67.

Ryff C. D., Keyes C. L. The Structure of Psychological Well-Being Revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719.


Полная версия (русская)