«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2022. Том 41

Особенности психического выгорания педагогов средней общеобразовательной школы с ограниченными возможностями здоровья

Автор(ы)
О. Б. Симатова
Аннотация
Целью представленного исследования явилось изучение проявлений психического выгорания у педагогов средней общеобразовательной школы с ограниченными возможностями здоровья. Анализ результатов эмпирического исследования позволяет говорить об особенностях изучаемых проявлений психического выгорания, касающихся частоты их встречаемости, степени выраженности и качественного своеобразия у педагогов с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с педагогами с условной нормой здоровья. Результаты исследования свидетельствуют о сниженных адаптационных возможностях педагогов с ограничениями возможностей здоровья в отношении развития психического выгорания и позволяют наметить эффективное направление соответствующей превентивной работы.
Об авторах
Симатова Оксана Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования, Забайкальский государственный университет, Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, e-mail: asimatov@mail.ru
Ссылка для цитирования
Симатова О. Б. Особенности психического выгорания педагогов средней общеобразовательной школы с ограниченными возможностями здоровья // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 41. С. 60–73. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.41.60
Ключевые слова
социальная инклюзия, лица с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, психическое выгорание, адаптационный потенциал.
УДК
159.99
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.41.60
Литература

Афонькина Ю. А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 11 (55). С. 149–162. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-11-13

Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М. : ИП РАН, 1995. 136 с.

Высшее инклюзивное образование: от теории к практике : монография / под ред. С. Т. Кохана. Чита : ЗабГУ, 2019. 210 с.

Гунзунова Б. А. Компоненты эмоционального выгорания у различных категорий педагогических работников // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 242–244.

Дружилов С. А. Профессионально-деструктивная деятельность как проявление профессиональной маргинализации и депрофессионализации // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2017. № 2. С. 45–63. https://doi.org/10.11621/vsp.2017.02.45

Зорина Е. Е. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 165–184. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-165-184

Карнышев А. Д., Решетников В. А., Ярославцева И. В. Междисциплинарность – важнейший ресурс психолого-экономического анализа актуальных проблем современного общества // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2019. Т. 30. С. 5–14. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.5

Козлова К. В., Муравьева О. И., Корытова Г. С. Понятие «выгорание» в психологии: анализ и обобщение подходов // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 1(23). С. 18–27. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-1-18-27

Орел В. Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. Харьков : Гуманитарный центр, 2014. 296 с.

Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике / О. М. Долидович, А. А. Машанов, Н. А. Гончаревич, А. А. Шарашкина // Научный диалог. 2017. № 10.С. 311–323. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-10-311-323

Симаева И. Н., Бударина А. О., Сундх С. Состояние и привлекательность инклюзивного и специального образования в России и странах Балтии // Балтийский регион. 2019. Т. 11, № 1. С. 76–91. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2019-1-6

Симатова О. Б. Общепрофессиональные деформации педагогов с различным типом личности по отношению к социальной конкуренции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 202. С. 117–128. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-117-128

Сысоева Е. Ю. Речевая агрессия педагогов: сущность, причины, виды, пути преодоления // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24, № 4. С. 48–53. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-4-48-53

Усманова М. Н., Бафаев М. М., Остонов Ш. Ш. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. № 10. С. 23–32.

Федотова Н. И. Профессиональная деформация преподавателей высшей школы // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. № 4. С. 27–35. http://dx.doi.org/10.17805/trudy.2017.4.5

Хуснутдинова М. Р. Риски инклюзивного образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 3. С. 26–46.


Полная версия (русская)