«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2022. Том 40

Полимодальное восприятие детей предшкольного возраста с речевым недоразвитием

Автор(ы)
И. Ю. Мурашова, Е. Г. Пантилеева
Аннотация
Актуальность настоящего исследования определяется важностью максимальной подготовки к школьному обучению дошкольников от 6 до 8 лет с общим недоразвитием речи через развитие у них полимодального восприятия. Приводятся результаты диагностики полимодального восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Подтверждаются научные данные об особенностях индивидуальной структуры полимодального восприятия старших дошкольников. Проводится сопоставительный анализ частоты встречаемости типов профиля полимодального восприятия испытуемых с клиническими видами общего недоразвития речи. Устанавливается, что при осложненном клиническом виде гармоничные профили встречаются реже, чем при неосложненном. Предлагаются направления дифференцированной педагогической работы по совершенствованию полимодального восприятия у детей с разными клиническими видами общего недоразвития речи.
Об авторах

Мурашова Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, Педагогический институт, Иркутский государственный университет, Россия, 664003 г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: irinangarsk@yandex.ru

Пантилеева Елена Георгиевна, студент, Педагогический институт, Иркутский государственный университет, Россия, 664003 г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: pantileeva24@mail.ru

Ссылка для цитирования
Мурашова И. Ю., Пантилеева Е. Г. Полимодальное восприятие детей предшкольного возраста с речевым недоразвитием // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 40. С. 67–77. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.67
Ключевые слова
дети предшкольного возраста, клинические виды ОНР, полимодальное восприятие.
УДК
37.015.3 +159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.67
Литература

Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / пер. с англ. Ю. Даре. М. : Теревинф, 2017. 272 с.

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : учеб. пособие / под ред. Л. С. Цветковой. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2006. 296 с.

Бандурка Т. Н.Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания: монография. Иркутск : Оттиск, 2005. 204 с.

Бурлакова М. С. Коррекционно-педагогическая работа при афазии : кн. для логопедов. М. : Просвещение, 1991. 192 с.

Ванюхина Г. А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 203 с.

Визель Т. Г. Как вернуть речь. М. : Секачев, 1998. 216 с.

Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка : кн. для логопеда. М. : Просвещение, 1987. 159 с.

Гриншпун Б. М., Шаховская С. Н. Глава 12. Алалия // Логопедия : учеб. для студ. дефект. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. : Владос, 1998. С. 331–388.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. 320 с.

Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления : учеб. пособие. СПб. : КАРО, 2018. 304 с.

Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 3. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия / под ред. Л. С. Волковой . М. : ВЛАДОС, 2007. 311 с.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учеб пособие. М. : Академия, 2003. 384 с.

Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М. : Просвещение, 1992. 94 с.

Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М. : Владос, 1997. 304 с.

Мурашова И. Ю. Диагностика индивидуальной структуры полимодального восприятия детей с общим недоразвитием речи // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 2(56), ч. 3. С. 70–74.

Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие дошкольников: как повысить эффективность преодоления недоразвития речи : монография. Ставрополь : Логос, 2018. 248 с.

Мурашова И. Ю. Психокоррекция нарушений речевого развития с использованием инновационных подходов : учеб. пособие. М. : Знание-М, 2020. 104 с.

Нодельман В. И. Анализ механизмов трудностей развития письменной речи. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. 86 с.

Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М. : Альянс, 2013. 366 с.

Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография. М. : Изд-во МГОПУ, 2000. 314 с.

Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение : учеб. пособие для студентов дефект. фак. пед. ин-тов. М. : Просвещение. 1988. 207 с.

Цветкова Л. С. Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. 70 с.

Nekrasova E. D. Experimental Study of Multimodal Perception of Verbal Stimuli in the Study of a Foreign Language // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 215. P. 196–201. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.620


Полная версия (русская)