«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2022. Том 39

Символические ресурсы личности

Автор(ы)
Т. Н. Харланова
Аннотация
Осуществлен анализ теоретико-методологических аспектов исследования понятий «символизация» и «символические ресурсы личности», сущности символических процессов и их роли в социально-психологической адаптации субъекта. Определено психологическое со-держание процесса символизации, направленного на сопровождение и организацию взаимодействия субъекта с людьми, внутренним «Я» и предметным миром. Отмечено, что процессы символизации порождают и одушевляют жизненные смыслы, открывают новые, невидимые ранее возможности для человека, расширяющие пространство его внутреннего мира и духовного опыта, увеличивают диапазон вариативности действий и эмоциональных проявлений, снимают автоматизмы поведения и деятельности, предоставляют возможность для более гармоничного взаимодействия с другими лицами, а также с миром культуры, науки, творчества.
Об авторах
Харланова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра «Психология», Севастопольский государственный университет,Россия, 299045, г. Севастополь, пр. Гагарина, 13,e-mail: harlanova76@mail.ru
Ссылка для цитирования
Харланова Т. Н. Cимволические ресурсы личности // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 39. С. 76–85. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.39.76
Ключевые слова
процессы символизации, адаптация, диалогичность, смысл.
УДК
159.922.86/159.922.27
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.39.76
Литература

Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. М. : Педагогика, 1982–1984. 400 с.

Зинченко В. П. Признание и творческий акт. М. : Языки славян. культур, 2010. 592 с.

Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). М. : Гнозис : Логос, 1999. 520 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2003. 487 с.

Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. М. : Изд- во УРАО, 2000. 128 с.

Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и признание. Метафизические размышления о сознании, символике и языке. M. : Языки рус. культуры, 1997. 224 с.

Налимов В. В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. М. : Мир идей : Акрон, 1995. 432 с.

Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М. : Эксмо, 2010. 368 с.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка, Логика и психология. М. : Просвещение, 1969. 659 с.

Поляков С. Э. Феноменология психических репрезентаций . СПб. : Питер, 2011. 688 с.

Ромм М. В. Философия и психология адаптивных процессов. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2006. 29 с.

Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М. : Либерия, 2002. 600 с.

Уваров Л. В. Гносеологическая природа моделирования. Минск : Наука и техника, 2016. 212 с.

Фромм Э. Забытый язык. М. : АСТ : Астрель, 2010. 315 с.


Полная версия (русская)