«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2021. Том 38

Психологическая безопасность студентов-психологов в образовательной среде вуза в условиях дистанционного обучения

Автор(ы)
Е. А. Кедярова, Н. И. Чернецкая, Н. С. Кондрашова, К. С. Литвиненко
Аннотация
Представлены результаты сравнительного исследования показателей психологической безопасности образовательной среды в условиях очного и дистанционного форматов обучения. Выявлено снижение показателей защищенности студентов от психологического насилия со стороны преподавателей, а также уменьшение удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды в период дистанционного обучения. Доказано, что в условиях дистанционного обучения у студентов-психологов проявляются снижение значимости учебной деятельности и недостаток личностно-доверительного общения с преподавателями. Наибольшие различия выявлены по поведенческому компоненту отношения к образовательной среде вуза: положительное отношение уменьшилось, а нейтральное увеличилось. По когнитивному компоненту отношения к образовательной среде показатели также высоки – расширился нейтральный уровень.
Об авторах

Кедярова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая, базовая кафедра педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: kedu_72@mail.ru

Чернецкая Надежда Игоревна, доктор психологических наук, профессор, базовая кафедра педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: cherna@yandex.ru

Кондрашова Надежда Сергеевна, студент, факультет психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: kondrashova.family@yandex.ru

Литвиненко Кира Сергеевна, студент, факультет психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: kir.litvinencko@gmail.com

Ссылка для цитирования
Кедярова Е. А., Чернецкая Н. И., Кондрашова Н. С., Литвиненко К. С. Психологическая безопасность студентов-психологов в образовательной среде вуза в условиях дистанционного обучения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. Т. 38. С. 36–47. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38.36
Ключевые слова
психологическая безопасность, образовательная среда, высшее учебное заведение, студенты-психологи, дистанционное и очное обучение.
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38.36
Литература

Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб. : Союз, 2002. 271 с.

Донских О. А. Новая нормальность? // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 56–62.

Дусказиева Ж. Н. Психологическая безопасность образовательной среды в процессе дистанционного обучения студентов // Высшее образование в современном мире: история и перспективы. М. : Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 364–371.

Листик Е. М., Пашкова А. О. Значение эмоционального интеллекта студентов для психологической безопасности образовательной среды в условиях дистанционного обучения // Актуальные исследования. 2021. № 12 (39). С. 70–75.

Проблемы психологической безопасности личности в условиях инклюзивной образовательной среды / Е. А. Кедярова, Н. С. Кондрашова, К. С. Литвиненко, Н. И. Чернецкая // Служба практической психологии в системе образования: тенденции и перспективы : сб. материалов XXV Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. М. Шингаева. СПб. : СПб АППО, 2021. С. 321–326.

Рябова Т. В. Исследование влияния дистанционного формата обучения на личностные характеристики студента // Казанский педагогический журнал. 2020. № 5(142). С. 196–202.

Сидячева Н. В., Зотова Л. Э. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 5. С. 218–225.

Скорова Л. В., Качимская А. Ю. Готовность педагогов к обеспечению психологической безопасности в условиях дистанционного обучения // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15, № 4. С. 145–152.

Яруллина Л. Р. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6. С. 30–40.

Salakhova V. B., Sokolovskaya I. E. Deviant behavior formation factors among students: aggressive behavior and internet risks // Práxis Educacional. 2019. Vol. 15, N 34. Р. 683–694


Полная версия (русская)