«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2021. Том 38

Позитивные трансформации параметров саморегуляции студентов с различным уровнем интернальности средствами психологического тренинга

Автор(ы)
Д. В. Дивеев, И. С. Морозова
Аннотация
Рассмотрены возможности развития параметров саморегуляции студентов с учетом специфики проявления субъективного локуса контроля. Выдвинуто предположение об особенностях воздействия комплекса средств психологического тренинга на параметры саморегуляции студентов в зависимости от их уровня субъективного контроля. Выявлено, что в процессе развивающего воздействия средствами психологического тренинга происходят позитивные трансформации параметров саморегуляции студентов. При этом у экстерналов процессы протекают в ускоренном темпе, появляется осознанное стремление к принятию ответственности в процессе принятия решений, возрастает уровень гибкости, позитивно изменяется общий уровень саморегуляции. Интерналы демонстрируют менее выраженную динамику, однако определены значимые изменения в параметрах «моделирование» и «оценка результатов».
Об авторах

Дивеев Данила Васильевич, аспирант, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: divey.dan@yandex.ru

Морозова Ирина Станиславовна, доктор психологических наук, профессор, директор, Институт образования, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail: ishmorozova@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Дивеев Д. В., Морозова И. С. Позитивные трансформации параметров саморегуляции студентов с различным уровнем интернальности средствами психологического тренинга // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. Т. 38. С. 22–35. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38.22

Ключевые слова
саморегуляция, интернальность, позитивные трансформации, студент, тренинг.
УДК
159.922
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38.22
Литература

Болотова А. К. Психология организации времени. М. : Аспект-Пресс, 2006. 254 с.

Волкова Т. Г. Практикум по психологии самосознания и саморегуляции : метод. материалы к курсу. М. : Директ-Медиа, 2013. 62 с.

Дивеев Д. В., Морозова И. С. Становление понятия саморегуляции в психолого-педагогической науке // Актуальные проблемы развития образования на современном этапе : материалы симп. в рамках XV (XLVII) Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых. Кемерово, 1–30 апр. 2020 г. Кемерово : Кемеров. гос. ун-т, 2020. С. 52–55.

Дикая Л. Г. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) : монография. М. : Ин-т психологии РАН, 2003. 318 с.

Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга: Психологический тренинг как инструментальное действие : учеб. пособие. М. : Смысл, 2002. 80 с.

Зобнина Т. В., Кислякова Л. П. Исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции произвольной активности и уровня субъективного контроля у студентов – будущих педагогов // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9, № 4. С. 88–102. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-4-88-102

Карась Д. В. Теоретико-методологические подходы к пониманию интернальности как психологического феномена // Сибирский психологический журнал. 2010. № 64. С. 24–48.

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М. : Смысл, 2000. 18 с.

Мелихова И. А., Архипова А. А., Граждиян Ю. А. Влияние локуса контроля на мотивацию достижения успеха // Экономика. Менеджмент. Человек. 2017. № 3. С. 56–59.

Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М. : Когито-Центр, 2004. 44 с.

Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 2010. № 1. С. 36–45.

Морозова И. С., Каргина А. Е. Развитие содержательных характеристик эмоционального интеллекта студентов вуза в условиях психолого-педагогического сопровождения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 25. С. 76–88. hhttps://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.76

Ощепкова Г. И. Проявления экстернальности и интернальности при зависимом поведении // Филология и культура. 2015. № 3 (41). С. 333–336.

Развитие саморегуляции старшеклассников в процессе психологического тренинга / Т. В. Савинова, Н. А. Вдовина, М. А. Кечина, Р. В. Милкина // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 6. С. 32.

Смирнова М. М. Психологическая характеристика выраженности экстернальности/интернальности в тексте : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1989. 28 с.

Соловьева Е. В. Современные исследования проблемы саморегуляции личности человека // Гуманизация образования. 2009. № 6. С. 97–102.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие. М. : Ин-т психотерапии, 2002. 337 с.

Шаболовская М. В. Развитие произвольной активности студентов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2010. № 5. С. 101–104.

Ярославцева И. В., Конопак И. А., Черевикова И. А. Функциональное состояние студентов в условиях дистанционного обучения в вузе // Психология образования: образовательный потенциал развития личности : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. психологов образования Сибири с междунар. участием. Иркутск, 3–4 сент. 2020 г. Иркутск, 2020. С. 304–309.


Полная версия (русская)