«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2021. Том 38

Л. С. Выготский и ученики: результаты коллективной научной деятельности в первой половине ХХ в.

Автор(ы)
О. А. Артемьева, О. В. Синёва
Аннотация
В русле исследования коллективных форм организации отечественной науки дается характеристика результатов деятельности коллективов, созданных Л. С. Выготским на базе Института экспериментальной психологии, Экспериментального дефектологического института, Всесоюзного института экспериментальной медицины и Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. По итогам анализа заголовков и содержания публикаций 1924–1950 гг. выявляется, что, несмотря на преобладание фундаментальной направленности, третья часть работ все же имела практическую направленность. Делается вывод о значении коллективной организации научных исследований для продуктивной реализации общепсихологических идей и методологических установок Л. С. Выготского в ходе решения общественно значимых практических задач в области детской и педагогической психологии, дефектологии, нейропсихологии и патопсихологии.
Об авторах

Артемьева Ольга Аркадьевна, доктор психологических наук, профессор, базовая кафедра социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: oaartemeva@yandex.ru

Синёва Ольга Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, Россия, 664003, г., Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: 010365@bgu.ru

Ссылка для цитирования

Артемьева О. А., Синёва О. В. Л. С. Выготский и ученики: результаты коллективной научной деятельности в первой половине ХХ в. // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. Т. 38. С. 3–21. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38.3

Ключевые слова
история психологии, советская психология, научный коллектив, Л. С. Выготский, фундаментальная психология, практическая психология
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38.3
Литература

Артемьева О. А. Взаимоотношения исследовательской и практической психологии в СССР: периоды развития // Психология и психотехника. 2019. № 4. С. 28–38. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2019.4.31238

Артемьева О. А., Синёва О. В. В поисках научного коллектива Л. С. Выготского // Психология и Психотехника. 2020. № 4. С. 89–102. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2020.4.34639

Артемьева О. А., Синёва О. В. Исследовательская и практическая психология в России первой половины XX в.: анализ публикационной активности лидеров научно-практических течений // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 25. С. 3–13. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.3

Асмолов А. Г., Кудрявцев В. Т. Культурно-историческая психология – «наука о свободе» // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 1(7). С. 18–37.

Ахутина Т. В. Комментарии к двум документам из архива А. Р. Лурии // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 71–85.

Богданчиков С. А. Статьи по психологии в первом издании «Большой советской энциклопедии» (1926–1947) // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 122–132.

Божович Е. Д. Проблемы развития речи и обучения языку в научном творчестве Л. И. Божович // Культурно-историческая психология. 2006. Т. 2, № 3. С. 114–119.

Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное / под общ. ред. Е. Завершневой и Рене ван дер Веера. М. : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. 608 с.

Золотова Н. В., Мазилов В. А., Базиков М. В. Научное наследие Б. В. Зейгарник в отечественной медицинской (клинической) психологии // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 174–187.

Кольцова В. А. История психологии. Проблемы методологии. М. : Ин-т психологии РАН, 2008. 510 с.

Костригин А. А. Евгения Моисеевна Ганфман (1905–1973): последовательница Л. С. Выготского // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 2. С. 440–449.

Леонтьев А. А. Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева. Вечерняя лекция, прочитанная 28 мая 2003 г. на Международной конференции «Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика» (к 100-летию А. Н. Леонтьева). URL: http://leontiev.psychosoft.ru/html/aal_anl.htm (дата обращения: 12.10.2021).

Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А. Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии // Национальный психологический журнал. 2013. № 1 (9). С. 9–17.

Леонтьев А. Н. Развитие памяти: экспериментальное исследование высших психологических функций. М. ; Л. : Учпедгиз, 1931. 278 с.

Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография / под ред. Е. Д. Хомской. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 184 с.

Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография / под ред. Е. Д. Хомской. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 184 с.

Мазилов В. А., Стоюхина Н. Ю. Л. С. Выготский: новое возвращение // Ярославский психологический вестник. 2017. № 3 (39). С. 91–94.

Работа над электронной версией архива А. Р. Лурии / Т. В. Ахутина [и др.] // Когнитивная наука в Москве: новые исследования : материалы конф. / под ред. Е. В. Печенковой, М. В. Фаликман. М. : Буки-Веди, Ин-т практ. психологии и психоанализа, 2017. С. 481–485.

Соколова Е. Е. Как А. Н. Леонтьев оживил спинозизм в марксистской психологии, или О неявном философском основании теории деятельности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 4. С. 654-673. http://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-4-654-673

Степанова М. А. Культурно-историческая дефектология Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 2020. № 5. С. 92–108.

Akhutina T. V., Pylaeva N. M. Luria in Kisegach. Part 2 // Lurian Journal. 2020. Vol. 1. N 2. P. 101–146.https://doi.org/10.15826/Lurian.2020.1.2.8

Cartter A. M. An Assessment of Quality in Graduate Education. Washington, D.C. : American Council on Education, 1966. 132 p.

Yasnitsky A. Vygotsky: An Intellectual Biography. L., N. Y. : Routledge, 2018. 164 р. https://doi.org/10.4324/9781315751504


Полная версия (русская)