«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2021. Том 37

Формирование учебной мотивации подростков средствами профориентации

Автор(ы)
О. В. Яценко
Аннотация

Рассмотрена связь учебной мотивации с профориентационной работой. Выявлено значимое положительное влияние индивидуальной профориентационной ра- боты с подростками на их учебную мотивацию, изучены и оценены количественно сдвиги в учебной мотивации подростков 14–18 лет после проведения профориентации. Выполнено сравнение эффективности воздействия на учебную мотивацию подростков двух популярных технологий профориентации путем сопоставления результатов с данными, полученными с применением авторской технологии профориентации PROF.Navigator. Доказана большая эффективность авторской технологии с точки зрения воздействия на уровень учебной мотивации подростков за счет более глубокой психологической и профессиональной диагностики, расширенного профконсультационного блока и большей длительности формирующего воздействия профориентационной работы.

Об авторах

Яценко Олег Валерьевич, аспирант, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, генеральный директор ООО «Тьютор», Россия, 664025, г. Иркутск, ул. С. Разина, 6, e-mail: olegyatsenko@inbox.ru

Ссылка для цитирования

Яценко О. В. Формирование учебной мотивации подростков средствами профориентации // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. Т. 37. С. 69–87. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.37.69

Ключевые слова
учебная мотивация подростков, формирование учебной мотивации, профориентация, профессиональное самоопределение, технологии профориентации.
УДК
159.9.072
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.37.69
Литература

Батырева М. В., Семенов М. Ю. К вопросу об эффективности профориентационной работы в современной общеобразовательной школе // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. № .8. С. 50–56.

Букчина Н. А. Сравнительный анализ учебной мотивации подростков (середина XX века – первое десятилетие XXI века) // Письма в Эмиссия. Оффлайн. Июль, 2012. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1825.htm (дата обращения: 14.05.2016).

Гордеева Т. О. Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы // Психология обучения. 2010. № 6. С. 17–32.

Долгова В. И., Луткова А. М. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии : сб. результатов науч. исслед. Киров : Межрегион. центр инновац. технологий в образовании (Киров), 2018. С. 916–926.

Егоренко Т. А. Мотивация обучения как аспект самоопределения личности на этапе ее допрофессионального развития // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 2. С. 49–55. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080205

Карташова Е. И. Современная система профессиональной ориентации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 2 (11). C. 138–140

Кулагина И. Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 3. С. 100–109.https://doi.org/10.17759/chp.2015110309

Леонов С. Д. Сравнительный анализ современных программ по профориентации и профессиональному самоопределению подростков // Научные труды SWorld. 2010. Т. 21, № . 1. С. 28–37.

Малышев И. В. Характеристика учебной мотивации учащихся-подростков в условиях современного образования // Образование в современном мире: сборник научных статей. Саратов : Саратов. нац. исслед. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2020. С. 216–221.

Мурашова И. Ю., Хрисанова А. А. Профессиональные предпочтения слабоуспевающих подростков с разным уровнем коммуникативной способности // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 31. С. 96–105.

Никитская М. Г., Толстых Н. Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 100–113.https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070210

Протопопова Л. Ф., Афанасьева А. Е. Мотивация и внутренние конфликты старшеклассников // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 14. С. 258–260.

Пряжников Н. С. Профориентология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2016. 405 с.

Трофименко Г. С.Б. Динамика мотивационных тенденций в период подросткового кризиса личности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. № 4(26). С. 284–290.

Уланова Ю. Л. Мотивация учения подростков в современном информационном пространстве // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. Т. 19, № 3. С. 76–81.

Федорова А. А. Взаимосвязь мотивации обучения с эмоционально личностными особенностями подростков // Аллея науки. 2018. Т. 1, № 3. С. 237–243.

Яценко О. В. К вопросу о создании новых технологий профориентации современных подростков // Проблемы теории и практики современной психологии : материалы XIХ Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск, 23–24 апр. 2020 г. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2020. С. 191–194.


Полная версия (русская)