«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2021. Том 37

Самоорганизация как фактор академической вовлеченности студентов вуза

Автор(ы)
Е. В. Павлова
Аннотация

Проведен анализ феноменов самоорганизации и академической вовлеченности студентов вуза с целью определения характера взаимосвязи самоорганизации как высшего уровня развития саморегуляции, академической вовлеченности и ряда частных регуляционных процессов и свойств личности. Выявлено, что у студентов с высоким уровнем самоорганизации ярче выражены вовлеченность в деятельность, метакогнитивная включенность, самоэффективность и системная рефлексия, преобладает внутренняя академическая мотивация. Установлено, что вовлеченность студентов в учебно-профессиональную деятельность положительно коррелирует с саморегуляцией, метакогнитивной включенностью, самоэффективностью, системной рефлексией и квазирефлексией; присутствуют прямые и обратные связи вовлеченности с отдельными составляющими академической мотивации.

Об авторах

Павлова Екатерина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Амурский государственный университет, Россия, 675028, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21, e-mail: katal75@mail.ru

Ссылка для цитирования

Павлова Е. В. Самоорганизация как фактор академической вовлеченности студентов вуза // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. Т. 37. С. 31–45. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.37.31

Ключевые слова

самоорганизация, академическая вовлеченность, студенты, академическая мотивация, самоэффективность, метакогнитивная включенность, рефлексия

УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.37.31
Литература

Бызова В. М., Перикова Е. И., Ловягина А. Е. Метакогнитивная включенность в системе психической саморегуляции студентов // Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. С. 126–140. https://doi.org/10.17223/17267080/73/8

Вовлеченность детей в дополнительное образование: контроль и ценность образования со стороны родителей / А. А. Бочавер, О. Е. Вербилович, К. В. Павленко, К. Н. Поливанова, Е. В. Сивак // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 4. С. 32–40. https://doi.org/10.17759/pse.2018230403

Воронцова Е. Г. Исследование самоэффективности и саморегуляции студентов технического вуза в контексте регуляторного подхода // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2017. Т. 20. С. 11–20.

Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. С. 98–109.

Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности : монография. М. : АСВ, 2004. 224 с.

Карпов А. А. Взаимосвязи обучаемости и когнитивных качеств личности // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 3, Т. 2. С. 228–235.

Киселева Н. В. Вовлеченность обучающихся в непрерывное образование на разных этапах образовательного процесса // Психология и психотехника. 2017. № 4. С. 74–81. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2017.4.24659

Киуру К. В., Попова Е. Е. Проблема студенческой вовлеченности в процесс обучения в условиях онлайн-образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 380–384.

Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск : Томский государственный университет, 2005. 174 с.

Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 4. С. 110–135.

Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. https://doi.org/10.17223/17267080/62/3

Малошонок Н. Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 37–44.

Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность: почему важно изучать процесс обучения, а не только его результат? // Мониторинг университета. 2011. № 6. С. 11–21.

Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87–111.

Сунгурова Н. Л., Иващенко А. В., Карабущенко Н. Б. Особенности самоорганизации деятельности студентов с разными стратегиями сетевой коммуникации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6, № 5А.С. 160–171.

Трофимов К. В. Самоорганизация как условие организации жизнедеятельности студентов вуза // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 5 (27). С. 9–18. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-5-9-18

Шиленкова Л. Н. Самоэффективность в образовательном процессе (обзор зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 3. С. 69–78. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090306

Щеглова И. А. Кросс-культурное сравнение учебной вовлеченности студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 3. С. 155–164.

Astin A. W. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Development. September / October. 1999. Vol. 40, N. 5. Р. 518–529.

Mann S. J. Alternative perspectives on the student experience: Alienation and engagement // Studies in Higher Education. 2001. Vol. 26, N 1. Р. 7–20. https://doi.org/10.1080/03075070020030689

Tinto V. Classrooms as Communities: Exploring the Educational Character of Student Persistence // Journal of Higher Education. 1997. Vol. 68, N. Р. 599–623.

Schaufeli W., Bakker A. UWES – Utrecht work engagement scale. Preliminary Manual. Version 1.1. 2004. 60 p.

Vermunt J. D., Verloop N. Congruence and friction between learning and teaching // Learning and Instruction. 1999. Vol. 9. P. 257–280. http://dx.doi.org/10.1016/S0959-4752(98)00028-0


Полная версия (русская)