«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2021. Том 36

Социально-психологические проблемы развития дополнительного образования как проблемы развития его субъектов

Автор(ы)
Р. Р. Гасанова, Г. В. Валеева, Н. В. Кузнецова,М. Р. Арпентьева
Аннотация

Осуществляется теоретическое осмысление вопросов развития образования в контексте проблем становления и развития его субъектов – преподавателей и учителей, студентов и школьников. Анализ этих проблем производится на примере дополнительного образования педагогов – сферы образования, прямо нацеленной на развитие человека как личности, партнера и профессионала, тесно связанной с разработкой и внедрением инноваций в образовании, а также с формированием и развитием педагогов как субъектов образовательного процесса. Исследование является попыткой реализации системного подхода к изучению проблем развития образования в контексте проблем становления и развития его субъектов (преподавателей и учителей, студентов и школьников).

Об авторах

Гасанова Рената Рауфовна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра истории и философии образования, заместитель декана, факультет педагогического образования, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Россия, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, 52, корп. 1, e-mail: renata_g@bk.ru

Валеева Галина Валерьевн, кандидат психологических наук, доцент, кафедра валеологии и биомедицинских дисциплин, Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: valeeva-chel@mail.ru

Кузнецова Наталья Валентиновна, научный сотрудник, кафедра рекреационной географии и туризма, географический факультет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Россия, 119991, Москва, ул. Ленинские горы, 1, аспирант, кафедра географии и туризма, Институт естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет, Россия, 105568, г. Москва, ул. Чечулина, 1, строение 1, e-mail: nataliakuzn2007@yandex.ru

Арпентьева Мариям Равильевна, доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент, Российская академия естествознания, Россия, 107078, Москва, ул. Садовая-Спасская, 21/1, академик, Международная академия образования, Россия,121433, Москва, ул. Большая Филёвская. 28, корп. 2, внештатный научный сотрудник, Центр психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», Россия, 248000, г. Калуга, ул. Достоевского, 44, e-mail: mariam_rav@mail.ru

Ссылка для цитирования

Социально-психологические проблемы развития дополнительного образования как проблемы развития его субъектов / Р. Р. Гасанова, Г. В. Валеева, Н. В. Кузнецова, М. Р. Арпентьева // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. Т. 36. С. 3–15. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.36.3

Ключевые слова
дополнительное образование, педагоги, студенты, психолого-педагогическое сопровождение, развитие, инновации, устойчивое развитие, отказ от развития, деградация, социопатия.
УДК
378.1+316.61
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.36.3
Литература

Арпентьева М. Р. Становление личностью, партнером и профессионалом: критерии и проблемы // Профессиональная ориентация. 2018. № 1. С. 10–19.

Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психологический журнал. 1991. Т. 12, № 6. С. 3–10.

Волкова Е. Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога : дис. ... канд. психол. наук. М., 1992. 205 с.

Гасанова Р. Р. Методологические проблемы изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии // Профессиональное образование в современном мире. 2020a. Т. 10, № 4. С. 4262–4270.

Гасанова Р. Р. Проблема изучения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном образовании педагогов // Профессиональное образование в современном мире. 2020б. Т. 10, № 3. С. 4053–4063.

Кашлев С. С. , Глазачев С. Н., Соколова Н. И. Субъектность как профессиональная компетентность педагога // Вестник Международной академии наук (русская секция). 2011. Специальный выпуск. С. 20–25.

Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.Ru. 2017. № 12. С. 85–94.

Конопкин O. A., Прыгин Г. О. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 42–52.

Петровский В. А., Бороденко М. В. Субъектность в образовании // Психологическая газета. 2019. URL: https://psy.su/feed/7827/ (дата обращения: 21.04.2021).

Петровский В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 17–30.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с.

Сергеева М. Г. Проектирование образовательной траектории обучающихся в условиях социокультурной образовательной среды // Научное образование. 2019. № 1(2). С. 6–14.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М. : Школа-Пресс, 1995. 384 с.

Стахнева Л. А. Субъектность как предмет психологического исследования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 464–470.

Феномен субъектности педагога вуза / Е. Ю. Коржова, Ф. Г. Мухаметзянова, Р. Р. Хайрутдинов, Г. М. Квон, М. С. Мухаметзянов // Казанский вестник молодых ученых. 2017. T. 1, № 3(3). С. 17–22.

Чикалов Н. А., Гасанова Р. Р., Арпентьева М. Р. Тестирование профессиональных интересов: выбор направлений общего и дополнительного образования / под ред. М. Р. Арпентьевой. Toronto : Altaspera Publishing, 2021. 362 с.

Arpentieva M. R., Gasanova R. R., Menshikov P. V. Individual educational trajectories in additional education of teachers // Modern didactics: psychological and pedagogical problems of training and education. Toronto, Altaspera Publishing, 2020. P. 59–68.

Ecological education in the global and supplementary education system / M. R. Arpentieva [et al.] // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 3(379). Р. 158–168.

Educational trajectories of school graduates of the Russian industrial region / I. A. Aleshkovski [et al.] // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 41–60.

Foresight Education: Values, Models and Technologies of Didactic Communication of the XXI Century / ed. by M. R. Arpentieva, etc. Сanada, Toronto : Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., 2018. 710 p.

Harre R. Social being. Oxford : Blackwell, 1979. 438 p.

Łobaczewski A. M. Politieke Ponerologie. France, Castelsarrasin : Les Editions Pilule Rouge, 2017. 793 р.

Making the Sustainable University. Trials and Tribulations / K. Leone, S. Komisar, Everham III, M. Edwin (eds.). New York : Springer, 2021. 340 p.

Markus H. R., Kitayama S. Models of agency: Sociocultural diversity in the construction of action // Nebraska symposium on motivation. 2003. Vol. 49. P. 1–58.

Personal self-development in the context of global education: the transformation of values and identity / G. K. Kassymova [et al.] // Newsletter of National academy of sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 6, N. 382. P. 195–200.

Prenger R., Poortman C. L., Handelzalts A. Professional learning networks: From teacher learning to school improvement? // Journal of Educational Change Advance online publication. 2020. Vol. 6. https://doi.org/10.1007/s10833-020-09383-2

Psychological and pedagogical support for children's and teenager’s self-development and education globalization / M. R. Arpentieva [et al.] // Advances in Social Science Education and Humanities Research (ASSEHR). Paris, France, Amsterdam, Netherlands : Atlantis Press. 2018. Vol. 198. P. 131–138. https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.24

Schwartz D. L. The productive agency that drives collaborative learning // Collaborative learning: Cognitive and computational approaches / P. Dillenbourg (Ed.). New York : Elsevier Science/Permagon, 1999. P. 197–218.

Self-development management in educational globalization / G. К. Kassymova [et al.] // International Journal of Education and Information. 2018. N 12. Р. 171–176. The Light vs. Dark Triad of Personality: Contrasting Two Very Different Profiles of Human Nature / E. Tsukayama [et al.] // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. P. 467–469. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00467


Полная версия (русская)