«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2020. Том 34

Самодетерминация в контексте личностно-профессионального развития педагога

Автор(ы)
Е. Ю. Почтарева, Н. Н. Васягина
Аннотация

Гуманистическая направленность образования актуализирует личностно ориентированное смыслополагание, в котором идея самодетерминации становится ведущей в аспекте становления эвристических представлений о личностно-профессиональном развитии педагога. Цель исследования – концептуализация мотивационных процессов самодетерминации как инициирующего начала личностно-профессионального развития педагога. Обосновывается, что самодетерминация и связанные с ней понятия саморегуляции, внутренней мотивации, фасилитации, диалога, продуктивности, вовлеченности определяют сущность личностно-профессионального развития педагога как психологической ресурсной системы. Авторы приходят к выводу о том, что созидательно-творческое содержание процессов самодетерминации обусловливает целостность и эффективность личностно-профессионального развития педагога.

Об авторах

Почтарева Елена Юрьевна, преподаватель, кафедра психолого-педагогического образования, Академия профессионального образования, Россия, 620026, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 193, e-mail: sshsa@mail.ru 

Васягина Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий, кафедра психологии образования, Уральский государственный педагогический университет, Россия, 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, e-mail: vasyagina_n@mail.ru

Ссылка для цитирования

Почтарева Е. Ю., Васягина Н. Н. Самодетерминация в контексте личностно-профессионального развития педагога // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 34. С. 58–71. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.34.58

Ключевые слова
самодетерминация, субъектность, педагогическая деятельность, личностно-профессиональное развитие, интернализация, развивающие ценности образования
УДК
159.923.2
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.34.58
Литература

Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психологические особенности самоопределения личности в постиндустриальном обществе // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 1(53). С. 76–83. 

Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 680 c. 

Мазилов В. А. Слепко Ю. Н. Формирование педагогической одаренности как ключевое условие повышения эффективности современной образовательной системы // Интеграция образования. 2019. № 23(1). С. 37–49. https://doi.org/10.15507/1991-9468.094.023.201901.037-049

Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. М. : Нестор-История, 2018. 456 с.

Петрова В. Н., Козлова Н. В. Профессиональное развитие в меняющемся мире: стратегия жизнеосуществления // Сибирский психологический журнал. 2018. № 70. С. 59–74. https://doi.org/10.17223/17267080/70/5

Шелдон К. М. Введение в теорию самодетерминации и новые подходы к мотивации роста // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 7–17. https://doi.org/10.17223/17267080/62/2 

Costa S., Ntoumanis N., Bartholomew K. Predicting the brighter and darker sides of interpersonal relationships: Does psychological need thwarting matter? // Motivation and Emotion. 2015. Vol. 39. P.11–24. https://doi.org/10.1007/s11031-014-9427-0

Does teacher evaluation based on student performance predict motivation, well-being, and ill-being? / R. Cuevas, N. Ntoumanis, J. G. Fernandez-Bustos, K. Bartholomew // Journal of School Psychology. 2018. Vol. 68. P. 154–162. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2018.03.005

Evaluating the dimensionality of self-determination theory’s relative autonomy continuum / K. M. Sheldon, E. N. Osin, T. O. Gordeeva, D. D. Suchkov, O. A. Sychev // Personality and Social Psychology Bulletin. 2017. Vol. 43, N. 9. P. 1215–1238. https://doi.org/10.1177/0146167217711915

Gillet N., Vallerand R. J., Lafrenière M-A. K. Intrinsic and extrinsic school motivation as a function of age: The mediating role of autonomy support // Social Psychology of Education: An International Journa. 2012. Vol. 15. P. 77–95. https://doi.org/10.1007/s11218-011-9170-2

Gorozidis G., Papaioannou A. G. Teachers’ motivation to participate in training and to implement innovations // Teaching and Teacher Education. 2014. Vol. 39. P. 1–11. https://doi.org/10.1016/j.tate.2013.12.001

Kaplan H., Assor A. Enhancing autonomy-supportive I-Thou dialogue in schools: Conceptualization and socio-emotional effects of an intervention program // Social Psychology of Education. 2012. Vol. 15. P. 251–269. https://doi.org/10.1007/s11218-012-9178-2

Kaplan H., Madjar N. The motivational outcomes of psychological need support among pre-service teachers: Multicultural and self-determination theory perspectives // Frontiers in Education. 2017. Vol. 2. P. 1–14. https://doi.org/10.3389/feduc.2017.00042

Lynch M. F., Salikhova N. R. Teachers' conceptions about the child's developmental needs: a structural analysis // Mathematics Education Research Journal. 2016. Vol. 11. P. 1471–1479. 

Predicting intraindividual changes in teacher burnout: The role of perceived school environment and motivational factors / С. Fernet, F. Guay, C. Senecal, S. Austin // Teaching and Teacher Education. 2012. Vol. 28. P. 514–525. https://doi.org/10.1016/j.tate.2011.11.013

Reeve J., Lee W. Students’ classroom engagement produces longitudinal changes in classroom motivation // Journal of Educational Psychology. 2014. Vol. 106, N. 2. P. 527–540. https://doi.org/10.1037/a0034934

Reeve J., Tseng C. M. Agency as a fourth aspect of students' engagement during learning activities // Contemporary Educational Psychology. 2011. Vol. 36. P. 257–267. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2011.05.002

Rigby C. S., Ryan R. M. Self-determination theory in human resource development: New directions and practical considerations // Advances in Developing Human Resources. 2018. Vol. 20, N. 2. P. 133–147. https://doi.org/10.1177/1523422318756954

Ryan R M., Deci E.L., Grolnick W.S. Autonomy, relatedness, and the self: Their relation to development and psychopathology // Developmental psychopathology: Theory and methods / ed. by D. Cicchetti, D. J. Cohen. N. Y. : John Wiley and Sons, 1995. P. 618–655. 

Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American psychologist. 2000. Vol. 55, N. 1. P. 68–78. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.68

Ryan R. M., Niemiec C. P. Self-determination theory in schools of education: Can an empirically supported framework also be critical and liberating? // Theory and Research in Education. 2009. Vol. 7. N. 2. P. 263–272. https://doi.org/10.1177/1477878509104331

Ryan R. M., Deci E. L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. N. Y. : Guilford Publishing, 2017. 756 p.

Ryan R. M., Soenens B., Vansteenkiste M. Reflections on self‐determination theory as an organizing framework for personality psychology: Interfaces, integrations, issues, and unfinished business // Journal of Personality. 2019. Vol. 87, N. 1. P. 115–145. https://doi.org/10.1111/jopy.12440

Teacher as social context (TASC) questionnaire in the Spanish setting: Teacher version / M-T. Iglesias-Garcia, R. Maulana, C-M. Fernandez-Garcia, O. Garcia-Perez // Psicología Educativa. 2020. Vol. 26, N. 1. P. 17–26. https://doi.org/10.5093/psed2019a15

The relations between implicit intelligence beliefs, autonomous academic motivation, and school persistence intentions: a mediation model // A. Renaud-Dube, D. Talbot, G. Taylor, F. Guay / Social Psychology of Education: An International Journal. 2015. Vol. 18. P. 255–272. https://doi.org/10.1007/s11218-014-9288-0

Why autonomy-supportive interventions work: Explaining the professional development of teachers’ motivating style / S. H. Cheon, J. Reeve, Y. Lee, J. Lee // Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 69. P. 43-51. https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.09.022


Полная версия (русская)