«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2020. Том 33

Взаимосвязь девиантных практик в киберпространстве (на примере молодежи)

Автор(ы)
А. А. Шаров
Аннотация

Исследование направлено на выявление и последующий анализ взаимосвязей девиантных практик, реализуемых лицами молодого возраста в виртуальной среде. Cтатистическая достоверность взаимосвязей устанавливалась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (Rs). В результате обнаружено наличие взаимосвязей на значимом уровне между: флеймингом и троллингом, фишингом и скамерством, киберсталкингом и открытой угрозой, скамерством и секстингом, а также очернением и харассментом. Предпринята попытка анализа и толкования этиологии соотношения киберагрессивных практик каждой представленной диады. Предлагается авторский подход в контексте классификации девиантных практик, реализуемых в виртуальной среде, на основании эмпирически полученных и проинтерпретированных результатов настоящего исследования.

Об авторах

Шаров Алексей Александрович, соискатель, младший научный сотрудник, кафедра социальной психологии образования и развития, старший преподаватель, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: sha555da@mail.ru

Ссылка для цитирования

Шаров А. А. Взаимосвязь девиантных практик в киберпространстве (на примере молодежи) // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 33. С. 89–98. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.33.89

Ключевые слова
виртуальная среда, девиантная активность, киберагрессия, скамерство, троллинг
УДК
159.9:316.64
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.33.89
Литература

Айсина Р. М. Психологическая безопасность взрослых интернет-пользователей: анализ современных исследований // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2019. № 1. С. 28–38.

Белоусов А. Д. Угрозы сети. Интернет для несовершеннолетних пользователей: психологический анализ и профилактика. М. : Проспект, 2019. 80 с.

Васильев Т. Негативные аспекты виртуальной коммуникации и их пастырская оценка // Христианское чтение. 2016. № 6. С. 311–329. https://doi.org/10.24411/1814-5574-2016-00099

Воронцова Т. А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2016. № 2. С. 109–116.

Горбачева А. Г. Конструктивные и деструктивные коммуникативные практики людей в сети Интернет // Идеи и идеалы. 2013. Т. 2, № 3. С. 17–25.

Индекс цифровой культуры [Электронный ресурс]. URL: https://news.microsoft.com/ru-ru/microsoft-indeks-tsifrovoj-kultury/ (дата обращения: 29.02.2020).

Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Львова Е. Н. Онлайн-агрессия и подростки: результаты исследования школьников Москвы и Московской области // Эпоха науки. 2017. № 12. С. 103–109.

Черенков Д. А. Девиантное поведение в социальных сетях: причины, формы, следствие [Электронный ресурс] // Nauka-rastudent.ru. 2015. № 07 (19). URL: http://nauka-rastudent.ru/19/2843/ (дата обращения: 26.02.2020).

Шаров А. А. Методика изучения девиантной активности в реальной и виртуальной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019а. Т. 8, вып. 1 (29). С. 30–37. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-30-37

Шаров А. А. Специфика девиантной активности молодежи в интернет-среде [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019б. № 3 (51). С. 255–261. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-deviantnoy-aktivnosti-molodezhi-v-internet-srede (дата обращения: 29.02.2020).

Шишлянникова Л. М. Применение корреляционного анализа в психологии // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14, № 1. С. 98–107.

APA Dictionary of Psychology / G.R. Vandenbos (ed.). 2nd ed. Washington : American Psychological Association, 2015. 1204 p.

Schoffstall C., Cohen R. Cyber Aggression: The Relation between Online Offenders and Offline Social Competence // Social Development. 2011. Vol. 20, N 3. P. 587–604. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.2011.00609.x

Social Media, Cyber-Aggression and Student Mental Health on a University Campus / Mishna F., Regehr C., Lacombe-Duncan A., Daciuk J., Fearing G., Van Wert M. // Journal of Mental Health. 2018. Vol. 27, iss. 3, P. 222–229. https://doi.org/10.1080/09638237.2018.1437607

Willard N. E. Cyberbullying and cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress. Champaign, IL, US : Research Press. 320 p. 


Полная версия (русская)